- Ayrıntılar
- Üst Kategori: Въездной туризм
- Perşembe, 24 Ekim 2013 09:01 tarihinde yayınlandı.
- Gösterim: 23961
СОРОК ДЕВУШЕК
Неподалеку от турбазы «Южная», расположенной на отрогах небесного Тянь-Шаня, можно наблюдать одно из уникальных творений природы.
Кажущаяся бесконечной, выжженной солнцем дорога, петляя среди холмов, ведет к подножию гор. Изредка перед глазами проносятся разросшиеся фруктовые сады, среди изумрудной зелени виднеются добротные дома колхозников, а потом снова — беспредельный степной простор. Постепенно дорога приближается к горам. Солнце садится, и на белоснежных вершинах Тянь-Шаня отражаются солнечные светло-розовые и золотистые пятна.
Вдруг впереди четко вырисовываются силуэты каких-то людей в ярких, пестрых одеждах. Издали кажется, что они собрались на праздник. И только подойдя совсем близко, понимаешь свою ошибку. Это вовсе не люди, а небольшие островерхие скалы, над внешностью которых немало потрудилась природа. Она изваяла поистине сказочные фигуры. Каждая скала стоит отдельно и совсем не похожа на другие. Вокруг этих каменистых скал очень много глыб глины разных цветов и оттенков. Говорят, в свое время этих скал было ровно сорок. Теперь же их осталось около двадцати — больших и малых, неповторимых, довольно причудливой формы.
Местные старожилы охотно рассказывают туристам легенду о «Сорока девушках», что в переводе на казахский означает «Кырык кыз».
В давние времена, гласит легенда, в долине быстрой реки Угам жили горцы. Жизнь их протекала тихо и мирно, не зная ненависти и вражды друг к другу. Они занимались охотой и другим хозяйством. Свободное и гордое племя понятия не имело о богатстве и деньгах. Они наслаждались свободой, это единственное, чем они дорожили.
Но беда была уже рядом. И вот однажды ночью, когда жители селения спали крепким сном, с гор спустился жестокий хан, правитель здешних мест, чтобы завоевать этот райский уголок земли, защищенный от холодных северных ветров, с прекрасными пастбищами.
Налетел хан со своими воинами, как злой ветер, растоптал посевы, убил стариков, детей, женщин. Угнал тысячные стада овец и несчетные табуны лошадей. А сорок самых красивых девушек взял с собой для своего гарема. Далеко позади осталось разрушенное селение. Всадники отходили к перевалу, хан был доволен. Вдруг он услышал за собой топот копыт. «Хан! кричал всадник остановись!» Удивленный ан остановил коня, но тут же пришел в ярость, увидев перед глазами седобородого старика-горца. Хан в гневе вскричал: Как? И ты старик, хочешь жить? И тебе мила жизнь?
О нет, хан бесстрашно ответил старик.
Как посмел ты меня остановить? кричал хан. Но старик спокойно продолжал: О жестокий убийца, ты разорил мое гнездо и я принесу тебе несчастье. По закону нашего племени ни один горец не должен погибнуть в неволе...
Эй, слуги! закричал взбешенный хан, взять его. Воины бросились, как собаки на добычу к старику, с плетками в руках. Но ни одна плетка не достигла своей цели старик стоял как бы в заколдованном кругу. Затрясся хан в гневе. А старик стал вдруг каменеть. Испуганные воины не сводили с него глаз, пока он не превратился в камень.
Сорок девушек невольниц тоже превратились в каменные глыбы. Потрясенное войско взглянуло на хана. Но, что это? С места, где стоял хан, раздавался бешенный лай собаки, которая видит цель, но не может из-за цепи ее достать. А потом собака тоже окаменела.
Ломая копья, теряя доспехи, в ужасе давя друг друга, бросилось войско бежать, забыв о славе и богатстве. Но руки их стали крыльями, сами они превратились в черных воронов. Так вот и стоят эти сорок каменных красавиц под перевалом, а с ними старик-спаситель. А чуть в стороне — преграждает путь каменная собака. А еще говорят, что в ненастную погоду кружаться над «Кырык-кыз» черные вороны воины хана.
Прошло много лет с тех пор, как люди сложили эту легенду. Но она и по сей день жива в народе. У легенды есть несколько вариантов, поэтому не удивляйтесь, если вам кто-нибудь расскажет ее по-другому.
КАМЕННАЯ НЕВЕСТА
В Сузакском районе, в верхнем течении реки Балты-Су (медовая вода), в отрогах Каратау можно наблюдать удивительное явление природы. Место называется «Келин-шик-Тау» — «каменная невеста» — в переводе с казахского, горы эти причудливы и приглядевшись, можно увидеть очертания одной скалы, похожей на сидящую девушку в наряде невесты, перед ней каменная чаша и собака, а их окружают камни, валуны, напоминающие очертания верблюдов. Издали кажется, что какой-то караван остановился на отдых, ночевку. Убеленные сединами старики-аксакалы рассказывают путникам интересную легенду.
Давным-давно у подножья гор Каратау жил один очень известный в окрестностях своим богатством бай. Никто не помнит уже его имени, но прозвище, которым его нарекли. «Алтын-бай» сохранилось в народной памяти. У этого бая была единственная дочь, которую он сильно любил и исполнял все ее прихоти, так как воспитывал ее один и заменял ей всех. -Дочь его, которую звали Айсулу, вобрала в себя красоту здешней природы и, как утверждают очевидцы, красотой могла поспорить лишь с луной. Слава о богатстве Алтын-бая и красоте его дочери разнеслась повсюду, и когда девочке исполнилось 15 лет, многие состоятельные, молодые и немолодые люди приезжали свататься к дочери Алтын-бая, но он всем отказывал, так как решил, что ради счастья дочери выдаст ее только с ее согласия.
Через некоторое время Айсулу сама приходит к отцу и сообщает о своем возлюбленном, просит его благословения. Обрадованный отец устраивает свадьбу, которая продолжалась 40 дней и ночей. По окончании свадебного пиршества, на 40 верблюдах Алтын-бай отправляет дочь с приданным в путь. Устроив привал на вершине горы, Айсулу решила проверить и пересчитать, что находится в сундуках с приданым. Оказалось, что все вещи были из золота, только единственная посуда для любимой собачки была деревянной, недаром отца Айсулу звали «золотым». Обидевшись на отца, недовольная дочь послала к нему гонца, чтобы и для собачки ее посуда была золотой. Рассерженный отец, узнав о жадности и неблагодарности любимой дочери, проклял ее, воскликнув: «О, недостойная и неблагодарная дочь, пусть превратится в камень!» Так Айсулу и все ее вещи превратились в камень, а легенда об этом передается из поколения в поколение. В назидание о том, что нужно почитать и уважать стариков-родителей и быть благодарными.