- Подробности
- Родительская категория: Въездной туризм
- Опубликовано 24.10.2013 08:46
- Просмотров: 23890
легенда О КАДЫРЕ
Издавна славятся гостеприимством казахи, а особенно туркестанские. Всякий приезжий, безразлично какой он национальности, веры и положения, находит приют, а напоить и накормить странника считается почетной обязанностью.
В этих краях существует предание, из которого быть может и создалось это традиционное гостеприимство, что сороковым гостем всегда может оказаться «кадыр», т.е. святой, посланный Богом, чтобы вознаградить широкое добродушие и гостеприимство.
Давным-давно в одном селении, жил состоятельный казах Ширбай. На много верст в округе славился он тем, что любил принимать гостей, угощать их, помогать неимущим.
Другие жители этого селения были скупые, и у них вошло уже в привычку— лишь только появлялся приезжий и просился к кому-либо отдохнуть с дороги, направляли его к Ширбаю: «Ступай к Ширбаю, у него целый день очаг не потухает, а «мы уже потушили свой!» — говорили они и указывали курганчу (дом) названного. И Ширбай принимал безразлично —утром-ли, в полдень или поздно вечером, сейчас же в очаге разводили огонь, варились свежая пища и гостя угощали, как родного.
С течением времени от такого образа жизни Ширбай стал разоряться, на угощения перевел он всех своих овец, баранов и табуны лошадей. Весь рис и фугое зерно уходило на кормление странников и проезжих, да и свои окружные жители повадились к нему за угощением.
Пришел день, когда Ширбай зарезал последнего барана, достал последний кусок конины и в казаны засыпал последние остатки риса. А гостей в этот день случилось очень много.
Домашние его давно уже тяготились таким с его стороны безрассудством и укоряли в расточительстве. Но Ширбай неизменно отвечал. «Ничего! Аллах пришлет «ка-дыра» и все поправится!» В этот день с утра до вечера гости являлись, ели, пилы, уезжали и появлялись новые Вечером проводил Ширбай последних, а жена его и говорит: «Чу, где же твой «кадыр»? Теперь все запасы у нас кончились, давай сами-то поедим остатки.
Но не тут-то было, на дворе раздалось конское ржание и Ширбай уже хлопотал около приезжего, помогая ему сойти с лошади. Приезжий был с дальней дороги, истомленный н очень слабый. Усадил Ширбай его на почетную кошму и поставил перед ним остатки еды, которую собирался сам съесть с семьей. Поел гость плова, баранины, конины, запил кумысом и затем стал собираться в дорогу. «Ну, Ширбай, говори твое заветное желание, которое я именем Бога исполню в чем бы оно не заключалось, потому что я — «кадыр».
Подумал Ширбай и сказал: «Во имя Аллаха! Ничего я не желаю, как чтоб в моем доме всегда было чем принять гостей!».
Так и будет! — сказал «кадыр» и уехал.
И действительно — на другой же день нашлись загнанные незадолго овцы, отыскались краденные кобылы, скоро Ширбай по-прежнему стал богатым и прославился в своем народе.
ХОРХУТ-АУЛИЕ
Легенда о святом Хорхуте переходит из уст в уста в следующем рассказе;
«Жил когда-то в глубокой древности среди казахов святой человек Хорхут-Аулие, и ему оказывались повсеместно почет и уважение, ни один человек не проходил мимо него без благоговейного коленопреклонения. Долго жил Хорхут, принося людям много пользы, исцелял людей от различных недугов. Но настало время, когда к нему явился Азраил (ангел смерти), чтобы предупредить, что на днях он покинет этот грешный мир на земле, отдаст богу душу. Услышав это, Хорхут потерял покой и сон, и в течение трех дней все думал ,как бы избежать смерти. После трех дней размышления, решил он бежать от смерти и скрыться там, где его бог не увидит. Запряг Хорхут коня в телегу, взял еды с собой и отправился на край света на запад (магрут) с надеждой, что там избавится от смерти. Когда он достиг запада, то увидел, что какой-то человек роет могилу. Хорхут его спрашивает, для кого эта могила, и слышит ответ, что сюда не сегодня, так завтра должен прибыть Хорхут, для которого он по велению Всевышнего приготовил эту могилу. Испугавшись. Хорхут поворачивает телегу и молча бежит назад, я другой край света — на юг (джунуб), предполагая, что может быть здесь он спасется от смерти. Легко Хорхут достиг юга и увидел снова того же самого человека, сидящего у готовой вырытой могилы. Опять спрашивает Хорхут: «Для кого та могила?» Человек отвечает, что могила приготовлена для него. Хорхут от страха поворачивает в третий угол света восток (машрин), а затем на север (шаваль), но всюду он встречается с одним и тем же человеком, роющим для него могилу.
Обезумев от горя и отчаяния после неудачных попыток избежать смерти, Хорхут, громко зарыдав, воскликнул: «Где, наконец, спасение мне от смерти, о, вездесущий Аллах?» Тогда ему свыше было сказано: «Вернись туда обратно, безумный, откуда ты бежал первоначально, чтобы найти спасение от меня, там найдешь себе вечный покой. Место, где ты жил прежде, и есть самый центр земли, там тебе будет лучше, чем в чужой стране».
Тогда Хорхут был вынужден вернуться к прежнему месту жительства, где и был похоронен и на его могиле воздвигнут мазар.
О том, сколько лет бегал Хорхут-Аулие от смерти, идет между казахами спор: одни говорят, что Хорхут бегал 400 лет, другие - что 40 лет. Слово Хорхут в переводе означает «испугай» и, как все предполагают, он был несомненно казах (киргиз).
Дамы и господа турагентство "Season Travel Kz" организует для Вас поездку по Южно-Казахстанской области с посещением древних. Вы можете посетить такие достопримечательности как: мавзолеи «Айша биби», «Бабаджи – хатум», «Карахана», бани Кали Юнуса; исторический комплекс «Тектурмас», историко-краеведческий музей в Сайраме, Мар-тобе, мавзолеи "Ибрагим ата" (отца Х.А.Яссави) и "Карашаш-Ана» (матери Х.А.Яссави), святое место "Кемекалган", гору Казыгурт, уидеть каменные статуи животных, историко-краеведческий музей Отырара, мавзолей «Арыстан баб», раскопки древнего Отрара, комплекс Х.А. Яссави в Туркестане, городище древнего Саурана, священный колодец Укаш ата, пещера Ак мечеть и мечеть "Домалак ана", природу и наскальные рисунки Аксу Джабаглинского заповедника.