- Подробности
- Родительская категория: Внутренний туризм
- Опубликовано 13.09.2010 05:33
- Просмотров: 30139
Суфизм
«Религиозно - мистическое течение в исламе» - такую формулировку даёт «Большая советская энциклопедия». Эта формулировка, конечно, подходила к периоду воинствующего атеизма. В настоящее время философы с мировым именем считают, что суфизм - та изначальная философия, которая дала миру три ведущих религиозных конфессии: иудаизм, христианство и ислам. Таким образом, суфизм не привязан ни к какой религиозной конфессии и тем более к национальности. Великого персидского суфия Омара Хайяма перевёл на английский язык суфий Фицжеральд. Есть Суфии в Испании, Франции, Ирландии.
«Человечество, занятое только бесполезным - спит, оно живёт не в том мире. Вера в то, что можно избежать этого, есть всего лишь привычка и обычай, но не религия. Такая « религия» глупа. Перестаньте заниматься болтовнёй перед Людьми Пути, лучше преодолейте себя. Если вы стоите вниз головой по отношению к Реальности, ваши знания и религия извращены. Человек сам запутывает себя в своих цепях. Лев (человек Пути) разбивает свою клетку на части» - так написал суфийский мастер Санаи из Афганистана, учитель Руми.
Переведя эту цитату на современный язык, можно сказать: « Религия есть осознанная вера без фанатизма. Это есть будущее человечества. Ясно, что Бог один и религия тоже одна. Образно это можно представить так: Моисей принёс 10 заповедей и посадил растение, за которым ухаживал; Иисус Христос ухаживает за этим же деревом и добавляет к 10-и заповедям Любовь. В его время человечество поняло истину, что Любовь сильнее ненависти. Мухаммед поливает то же дерево и добавляет к духовной части - Смирение. Мусульмане считают, что Мухаммед - Печать Пророков ( Хотам ул Набини). В Коране так написано, но имеется в виду - печать пророческой эры. Три конфессии дали миру Старый Завет, Новый Завет, Коран. Эти Священные писания метафоричны - истина завуалирована, их надо уметь расшифровывать. И есть ещё наиглавнейшая Истина - что нет Истины конечной. Божественные знания бесконечны, как океан, из которого человечество пока почерпнуло малую толику.
С 1848 г. началась эпоха Явителей Бога (Баб и Бахаулла). Отличие их в том, что принесённые ими Святые Писания читаются просто, смысл их прозрачен. «О, люди! Религия Богом дана для единения. Не делайте её предметом раздора. Вы плоды одного дерева, листья одной ветви. Относитесь друг к другу с величайшей любовью, исполнитесь духом согласия, дружелюбия и взаимной приязни!» - это то, что принёс Явитель Бога Бахаулла, программа и истина на день сегодняшний. Мысль, заключённая в ней, понятна всем, не нуждается в дополнительной расшифровке и толковании.
Новая Эра человечества характеризуется повальной грамотностью. И каждый человек, постигающий истину напрямик, без посредников, имеет возможность самосовершенствоваться, заниматься собой. Это, о чём мечтали Люди Пути - суфии.
Приведу несколько суфийских изречений:
— Доброта, смотрящаяся в зеркало, подобна камню.
— Ваша радость - это ваша печаль без маски.
— Ваши дети - не дети вам. Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
— Ибо, что есть зло, как не добро, терзаемое голодом
и жаждой.
— Вы добры, когда стараетесь давать от самих себя. Но вы не злы, когда ищете выгоды для себя.
Халиль Джебран
( Гебер). Испанский суфий 11-го века.
Мы живём в очень интересное время. Есть масса искателей, которые помогают друг другу, стираются барьеры языковые, территориальные. Это саджа-йоги, бахай, суфии. Они несут свет и истину этого времени.
« Я спрятал свою истину за семью печатями и сорока замками, чтоб не использовали её во имя зла».
Омар Хайям.
Видите, как осторожно относились суфии к своим знаниям. Они пользовались своим особым языком . Привожу отрывок из словаря суфиев:
Влюблённый - дервиш;
Принц - ученик;
Женщина - душа спящего;
Красавица - душа искателя;
Изменчивая красавица - страдания разума,
которые даёт душа;
Пьяный - дервиш, постигший истину; Опьянение - просветление; Чарка - сознание;
Кабак - место, где собираются для тренировки; Кувшин — ум;
Осколок от кувшина - частичка опыта ушедших мастеров;
Виночерпий - дающий вино истины -Всевышний;
Сад - процесс тренировки;
Дерево - мастер без учеников;
Дерево плодоносящее - наставник с учениками;
Гора - высший просветлённый;
Холм - наставник;
Утёс - тот, кто был причиной начала обучения;
Глыба - мудрый;
Камень - староста тренирующихся;
Кольцо - круг учеников;
Кольцо с драгоценным камнем - круг учеников, в котором присутствует высший наставник;
Кольцо с сапфиром - практикующие упражнения Соломона;
Кольцо с изумрудом - практикующие упражнения Мухаммеда;
Кольцо с алмазом - практикующие упражнения Моисея;
Ожерелье - мастер, который освоил все основные школы.
Высветлилась Истина данной Эпохи: «Одна планета - один народ». Служат этой истине Сахаджа-йоги, Бахай и ученики Мирзакарима Норбекова.
Одним из признаков нашей эпохи является развитие туризма. Не служит ли и он для осуществления этой же истины?
В начале XI века на территорию Средней Азии пришли тюрки-язычники во главе с Кара-Богра ханом. Кара Богра -хан одержал победу над Хорезм - шахом Мухаммедом, и по территории Средней Азии прошествовал победным маршем до города Баласагун (около Г.ТОКМАК) сделал его своей столицей и создал мощное государство Караханидов. Кара-Богра хан был человеком незаурядных способностей, высокообразованным, покровительствовал наукам, при дворе держал учёных, одним из них был филолог Юсуф Баласагуни, написавший свой труд на своём родном тюркском наречии в то время грамотные тюрки писали на фарси или на араби. На тюркском наречии его труд называется «Кудатку билиг». «Наука быть счастливым» Очень интересно построение этой поэмы: сначала он описывает 7 планет 12 знаков зодиака, потом долго хвалит Кара - Богра хана для того, чтобы цензура пропустила его труд, потом умело кусает ханскую власть такой фразой: Невежда, сидя на высоком месте, Высокий трон низводит до бесчестья, А умный муж, сидящий к двери близко, Возвысит место, хоть оно и низко. Давая совет, как воспитывать детей Ю. Баласагуни считал, что отец сыну должен дать всё, что он знает и немножко больше того, т.е. сын обязательно должен быть лучше отца. К дочерям он относился скептически: считал, что их надо хорошо одевать, держать за семью замками и удачно выдать замуж. Единственная добродетель, которая у женщин есть - это их незапятнанная честь. Желающим жениться давал такой шутливый совет: Смотри, чтоб у невесты были гладки Не столь бока и щеки, сколь повадки. В те времена было модно и считалось видом спорта обжорство, были индивидуумы, могущие в один присест съесть одного барана или одного жеребенка, на них ставились призы. Против них он выступает такой фразой: Всех умнее тот, кто всюду в меру ест И в меру пьет.
Коль хочешь быть здоровым - чрево береги.
Потом он приходит к выводу о бренности жития, что не к чему собирать богатство.
Полна моя казна или пуста Мне с собою брать Лишь два куска холста.
Тюрки - кажгарцы правили до 1219 года, до прихода Чингисхана. В Средней Азии монгольское нашествие началось с Отрарской трагедии. Когда Темучин сумел объединить монгольские племена, погромив и ограбив часть Китая, получил титул Чингисхана, его ставка находилась между Алтаем и Енисеем. Он объявил народу, что как на небе один Бог, так и на земле должен быть один царь, и что он послан Богом, чтобы наказать народы, погрязшие в роскоши. Это было кредо Чингиса -Жахангира. В его ставке, как и в ставках многих политических авантюристов, находились предатели, одним из таких был Спа - Омар - ходжа, человек тщеславный, мечтающий стать правителем Отрара. По просьбе Спа - Омара Чингис посылает в Отрар караван, последнего делает караван - башой, даёт ему ювелирные изделия, награбленные из Китая, для подарка Отрарскому правителю Каир - Хану, просит его быть союзником. Когда караван пришел в Отрар и Спа - Омар явился в Каир Хану с приветом от Чингиса, Каир хан велел отрубить голову предателю, а караван с сокровищами отправил на суд шейхов в Бухару. По дороге караван был занесен самумом, погибли люди, верблюды, а сокровища Чингиса до сих пор лежат между Отраром и Бухарой. Чингис этим воспользовался, как поводом, и осадил Отрар. Осада Отрара продолжалась 6 месяцев. Летописцы тех времен писали: «С городской башни, куда не кинь взгляд - везде монголы, монгольские кони, кибитки и жены». Монголы атаковали толстые стены Отрара китайской катапультой, но она не смогла пробить их, тогда они сделали подкоп и были встречены горящей смолой. Монголы нашли родники, питающие город, перекрыли их кошмой, город умер от безводья и голода, нашелся предатель Кара - Шохы, открывший им ворота, но Чингис назвал его городом мертвых, даже грабить не стал. На городской башне была кучка защищающих во главе с Каир - ханом «Сдавайся» - сказал ему Чингис. На что Каир - хан дерзко ответил: «Я не намерен сдаваться собаке монголу». За это Чингис посадил его в железную клетку, всюду возил за собой и говорил: «Так будет с каждым, кто мне не подчинится». После Отрара Чингис взял Ташкент, Фергану, Самарканд. После взятия Самарканда вся Средняя Азия признала его. В Самарканде же Каир - хан испил чашу смерти, ему была преподнесена чаша с расплавленным оловом. Такой мужественной смертью умер последний правитель Отрара. Чингис разделил эту территорию на улусы между сыновьями. Монголы стали править Средней Азией, сами себя объявили белой костью. Но они видели, что завоевали народ, стоящий выше их по развитию, поэтому желали смешаться с местным населением, и вскоре земля поглотила их расовые качества, они стали, словно кипчаки и язык переняли кипчакский.
Самарканд - город мужественных свободолюбивых людей не мог долго терпеть монгольское иго; там было восстание сербердаров, они провозгласили лозунг «свобода, равенство, братство», свергли монголов, и там 40 лет была республика. Её смог сломить только такой сильный человек, как Тимур, Он был тюрок из рода «барлас» по социальному положению гураган (женат на чингизитке) с самого детства ему предсказали, что он будет править миром, и он к этому шел довольно-таки целенаправленно: прислуживал одному монголистанскому хану, попал от него в немилость, бежал за Аму Дарью, вел там жизнь кочевого феодала-разбойника, в этих походах он охромел, собрал значительное богатство и на эти деньги стал держать регулярную армию. С этой армией он вошел в город Самарканд, свалил сербердаров. Поставил ханом Чагатаида, человека-марионетку, и от его имени стал править. Тимур говорил: «Как на небе есть один Бог, так и на земле должен быть один царь». Сразу же начал свои завоевательные походы: взял Кавказ, Закавказье. Иран, Индию. Везде он брал не только богатства, но и строителей и оставил после себя такие замечательные архитектурные ансамбли: площадь «Эль - Регистан», пятничная мечеть «Биби - ханым» фамильная усыпальница «Гури - Эмир» в Самарканде. Историк Бородин писал о нём, что он оставлял двоякий след: здоровой ногой четкий след, а ногой, которую за собой волочил, как бы стирал этот след. Так и в истории он оставил два следа. Четкий - это архитектурные ансамбли, дети, которым он дал замечательное образование, любимый внук Улугбек - великий астроном. Но жестокостью к побежденным народам он стирал всё свое хорошее; таким двояким человеком был Тимур.
В 1404 г. он внезапно заболел и умер в Отраре. После его смерти правил сын его Шахрух (1405 - 1409) он был религиозным фанатиком, исторически бледной личностью, просто поддерживал порядок, установленный отцом, даже первое время скрывал смерть своего отца правил от имени якобы больного отца, останки Тимура, в это время находились в Шахрисябсе. С 1409 по 1449 год правил Улугбек. (Султан - Махмуд) сын Шахруха, внук Тимура он правил долго и плодотворно от имени добра и справедливости, сам выдающийся ученый астроном, филолог при дворе держал плеяду ученных, среди них были те, которые не могли ужиться при других шахских дворцах т.е. революционеры того времени, одним из которых был Абдужамил Руми, сказавший крылатую фразу: «там, где начинается наука, кончается религия». Это фраза не понравилось Шейху Хадже Ахрару в частности. Он задумал против Улугбека интригу и натравил на него его родного сына Абу - Латифа, который пошел войной на Улугбека. Через верных людей отец передавал сыну: «сын мой, не ходи на меня войной, престол я тебе уступаю добровольно, научу править, научу дворцовым интригам. Но Абу Латиф его не послушался, взял Самарканд военным приступом, подверг отца домашнему аресту. На утро Улугбек был вызван на суд Шейхов, где ему предъявили обвинение в том, что он смотрит в подзорную трубу неба - жилище Аллаха, предложили искупить грехи, покаяться. Надев скромную одежду паломника,
Улугбек отправился в Мекку. Когда он остановился на отдых в одном маленьком кишлаке, ему был подослан наемный убийца Азиз - Абад (кровник), который его убивает путем отсечения головы в районе третьего шейного позвонка. При вскрытии Гури Эмира, Герасимов и сотрудники обнаружили, что Улугбек был похоронен в черной одежде паломника, не был обмыт и завернут в саван по обычаю мусульман, т.е. он погиб как Шахид (мученик). После смерти Улугбека шейхи развели около его дома большой костер, туда стали бросать бесценные фолианты из богатейшей библиотеки. В настоящее время мы имеем возможность читать в подлиннике труды Улугбека, Абу - Райхана аль Бируни, Авиценны, Омара Хаяма благодаря подвигу ученика Улугбека Мавляны Кушчи и простого кузнеца Султан - Махмуда. В хижину кузнеца были оттащены сундуки с книгами. В домах друзей Улугбека шел обыск лучшие из них были брошены в тюрьмы, это были годы черной реакции: клеймили ученных, считали, что все зло от книг и этим притормозили развитие науки на несколько веков. После смерти Улугбека, его сын отцеубица Абу - Латиф правил не долго, через 6 месяцев он был свергнут с престола теми же, кто его ставил. После него правили несколько тимуридов. До XVI века узбеки и казахи были в одной орде. В XVI веке разделились, образовали две национальности: узбекскую и казахскую. В начале XVI века в город Самарканд вошли кочевые узбеки во главе с Шах-Бахытом Шейбани и образовали узбекское государство. Его двоюродные братья Жанибек и Гирей отошли к Таласу и образовали Казахское Государство. Чимкент в 1810 году вошел в состав Коханского Ханства, в 1865 году по просьбе жителей был присоединен к Российской империи. Царское правительство считало Шымкентскую область далёкой окраиной и сюда были сосланы политически неблагонадёжные граждане, которые оказались лучшей частью русского населения. Они своей гуманностью расположили к себе местное население; и в 1917г. в Шымкенте была безболезненно, без басмаческого движения установлена Советская власть. И наш город, и вся область растут и развиваются вместе с огромной страной.
Были довоенные пятилетки: наряду со старым сантонинным заводом ( основан в 1885г.) возник новый свинцовый завод в 1933г. Суровые годы войны Шымкентцы трудятся под девизом: « Всё для победы!».
Послевоенные пятилетки: сдан в эксплуатацию Шымкентский Ордена Ленина цементный завод в 1956г., потом гигант большой химии Шымкентский завод Фосфорных солей в 1966г., Шымкентский шинный в 1976г., Нефтеперерабатывающий - в 1982г.
Шымкент стал крупнейшим городом Казахстана, выросли микрорайоны. Тут началась перестройка. В 1991г. Республика Казахстан получила независимость, и начинается новое развитие нашего города и области вместе с Р. К. на новом историческом витке. Молодую страну знают во всём мире, как имеющую богатые промышленные ресурсы, талантливый, грамотный человеческий арсенал.
Знают наших замечательных музыкантов: Жанию Аубакирову, Гаухар Мырзабекову, Айман Мусаходжаеву и т. д. Марат Бисенгалиев уже много лет руководит Лондонским Королевским оркестром. Всему миру известны спортсмены: Нелли Ким, Ольга Довгун, Геннадий Головкин, Тариф Жапаров, Базарбек Донбай, Алия Юсупова, Татьяна Бочарова.
Рамазанова А.А.