- Подробности
- Родительская категория: Внутренний туризм
- Опубликовано 13.09.2010 05:15
- Просмотров: 28742
Пролог
Великий Шелковый Путь существовал с незапамятных времен, т.е. до нашей эры. Первое письменное упоминание о нем относится у III в. до нашей эры. В Китайской летописи есть запись, что в III в до нашей эры император У - До послал путешественника Князя Чжань-Цзиня, чтобы он проехал по городам - государствам Средней Азии и составил с ними торговые договора, карту с определением расстояний между городами. На выполнение этой работы Чжань Цзиню понадобилось 13 лет. После этого он сделал подробный доклад императору. Так появилась первая письменная карта городов Средней Азии. И города-государства Средней Азии стали торговать с Китаем, Византией, Русью. Великий Шелковый Путь помнит стремительные налеты гуннов, топот коней Чингиз-хана, полки Тимура. Тимур не только завоевывал, но и созидал. После себя он оставил комплекс Эль-Ригистан и ряд мечетей в Самарканде, Бухаре, у нас в Туркестане мавзолей - мечеть Ахмеда Яссави. На этом пути были цветущие города с шумными многоязыковыми базарами, развивалась своеобразная цивилизация.
Многие города дошли до наших дней и стали областными культурными центрами. Другие стали городищами - объектами археологических изысканий. Народы приходили и оседали, образовывали этносы. Религиозные конфессии сменяли друг друга. И процесс этот продолжается по сей день. Да не прервется живая связь времен.
Историко-этнический очерк
В IV в. до н. э. на территории Средней Азии и Чимкентской области кочевали и частично оседло жили саки и массагеты (восточные скифы). Они говорили на фарси, исповедовали зороастризм (огнепоклонение). Создателем этой религии считается жрец Заратуштра (владеющий желтым верблюдом), само имя его говорит о том, что он выходец из кочевых племен. В своем краю Заратуштра понят не был и жил в зрелые годы у князя Виштаспы в Дрангиане. Идеи его нравились Виштаспе, и он собрал вокруг себя единомышленников и они боролись за претворение в жизнь идей Заратуштры. Он был первым философом в истории человечества, сформулировавшим понятия прогресса, как движения через многовековую борьбу добра и зла к окончательной и бесповоротной победе добра.
Первым европейцем, попавшим в общину, был Анкетиль Депюррон, где он основательно изучал философию Заратуштры, пробыв в общине около 10 лет. Приехав в Париж в 1771 году, он издал труды Заратуштры с комментариями, но они не принесли ему ни славы, ни признания, тем более, что Вольтер подверг из резкой критике. Позже в 1883 году Фридрих Ницше выпустил в свет книгу «Так говорил Заратуштра» (списанную из трудов А. Депюррона). Это произведение имело потрясающий успех и популярно до сих пор (была в продаже на книжных прилавках Чимкента в начале 1992 г.) А. Гитлер в своё время воспользовался книгой, Ницше даже выкрал знак Свастику, которая означает на фарси доброе начало (су - добро, астика - начало). Таким образом, нацисты скомпрометировали имя Заратуштры.
А. Македонский сжёг книги «Авесты» и о зороастризме долго ничего не было слышно.
Возрождается он в III веке при сасанидах, а в наше время почти во всех странах есть последователи идей Заратуштры (в нашей стране Тамара и Павел Глоба, «Авеста» была в Чимкентских книжных магазинах в конце 1991 года).
В III веке до н.э. до Средней Азии дошел известный полководец А.Македонский. Коротко о нём: престол принял он от своего отца царя Филиппа в 338 году и правил 15 лет до 323 года. Для своего времени он был высокообразованным юношей, хорошо тренированным воином. Придя к власти, он поставил несколько задач:
1. Прекращение внутригреческих раздоров.
Александр нападает на мятежный город Фивы, разрушает его, не щадит ни стариков ни детей и этим демонстрирует свою твёрдую руку. Внутригреческие раздоры были прекращены.
2.3авоевание всего мира и установление на земле гамонои, т.е. равенство людей по разуму, с этой целью нападает на Персию, имеющую много колоний. Персией тогда правил царь Дарий Кадамон. Узнав о том, что на него напал молодой и талантливый Македонский, Дарий испугался, значительной обороны не выставил и Македонский одерживает над ним ряд побед. Наконец, берет Персиполис и вся Персия с колониями оказывается его владением. В Персиполисе несколько дней пышно празднует свою победу и решает возвратиться назад в Египет (теперь уже его колонию). Там его ввели в храм жреца Амона, провозгласили, сыном бога солнца Ра, и подарили золотой двурогий шлем. Он стал называться Александр двурогий - Искандер Зульхернай. Потом он возвращается в Персию, оттуда идёт в Среднюю Азию, по дороге захватывает долины Бактрии и подходит к Самарканду, который защищался Согдийской скалой. Она тогда считалась неприступной и защитники, засевшие на ней, кричали сверху издеваясь: «Александр, тебе надо иметь крылатых воинов, чтобы захватить нас». Но Александр со своими соратниками альпинистским приступом взял Согдийскую скалу, пользуясь копьями как ледорубами. Придя на вершину, македонцы обнаружили кучку храбрецов, жестоко расправляться с ними Александр не стал, тем более что среди них была девушка необыкновенной красоты Роксана - дочь царя Аксиарта. Ей Македонский сказал: «Ты не достойна быть моей пленницей, ты достойна быть женой моей», тут же на холме сыграли свадьбу, и по территории Средней Азии он пошел как зять. Он говорил городам-государствам: «Я взял дочь вашу, я уважаю ваши законы и буду вводить их в Армию, присоединяйтесь добровольно!!!» После взятия Согдианы другие города - государства присоединились к Македонскому добровольно. Он создал на территории Средней Азии государство - конгломерат Греко - бактрийское царство, где управление было поставлено по эллинскому типу, и печаталась монета по эллинскому типу, но с тамгой: в Бактрии с бактрийской, в Согде - с согдийской, в Хорезме - с хорезмской. После этого Македонский некоторое время отдыхает в Бактрии на родине Роксаны, но по своей натуре он был человеком беспокойным и имел мечту увидеть край земли -Ойкумену. Его учитель Великий Аристотель высчитал, что край земли находится за Гангом, Александр идёт в поход на Индию с тем, чтобы увидеть край земли и заодно увеличить территорию своего государства. Индусы ещё тогда занимались по системе йогов и вели против Македонского искусную партизанскую войну, они могли неслышно подойти к лагерю и нанести значительный урон. Измученные воины подошли к Гангу: края земли там не было. Все были глубоко разочарованы и воины сказали Македонскому: «Александр нам надоели твои бесконечные походы, мы хотим жить на мирной земле и заниматься мирным трудом». Он вынужден был подчиниться их требованием, часть войск он отправил водным путем, часть пошла сушей. С той частью, что пошла сушей пошёл он сам, но в дороге заболел тропической лихорадкой и умер. Через несколько месяцев жена его Роксана родила мальчика, его назвали Александром и воспитывали, как царевича, но когда ему исполнилось 12 лет, он был злодейски убит Кассандром, также были убиты жена его Роксана и мать Олимпиада, т.е. от Македонского ни осталось никакой родни. После его смерти его греко-бактрийское царство тоже распалось. Греки хотели уйти в Грецию, но были задержаны в одном узком ущелье, повернули назад, осели и смешались с местным населением.
I век нашей эры характеризуется большим движением и смешением племён: из Северного Китая были вытеснены тюрко - язычные скифы, уйсуни, канглы. Они пришли к среднеазиатским скифам, войны между родственными племенами не было. Им уступили территории: канглы около Хорезма создали «Кангюйское княжество». Уйсуни в Прииссыккулье - Уйсуньское княжество. Эти два племени в последствии вошли в состав узбекской и казахской национальностей. В том же I веке из Северной Монголии были вытеснены гунны, эти воинственные племена примчались в Среднюю Азию на своих низкорослых лошаденках, захватили народы Средней Азии, образовали государство белых гуннов-эфталитов. В III веке пришла сюда еще более свирепая волна гуннов во главе с вождем Аттилой, история которого называет «поршень божий» и не случайно: с Причерноморья он оттеснил германские племена, а с Дуная латинян вплоть до самого Рима и на освободившейся территории создал Гуннское государство - Венгрию.
IV век для Средней Азии характеризуется расцветом экономическим, политическим: была Кушания, которая активно торговала с Византией, Китаем. В V веке пришли на территорию Средней Азии тюрки во главе с каганом Иштеми (он бутун-десятиплеменный), говорящие на двух тюркских наречиях йокающем и джекающем и до сих пор тюркоязычные народы, населяющие СНГ, говорят на этих двух наречиях: йокают чуваши, марийцы, туркмены, татары, узбеки, уйгуры; джекают: казахи, киргизы, башкиры, хакасы, алтайцы, якуты. Тюрки были тоже воинственны, они захватили народы Средней Азии и образовали мощное тюркское государство - Западно-тюркский каганат, правили до начала VIII века. В 708 году к воротам Самарканда подошел полководец арабов Ибн-Кутейба. Первая атака арабов была отброшена, они послали странствующих монахов-дервишей, которые явились как бы контрразведчиками Аравийского государства. Они вошли в доверие местных племен, узнали язык, нравы, обычаи и отношения. Арабы путем дипломатии и с помощью одного племени захватывают другое, с помощью этого двух, третье и к концу VIII века всю Среднюю Азию присоединили к Арабскому халифату. Затем получили автономию, столицей сделали город Исфиджап (Сайрам) и господствовали до начала XI века. В те далекие времена арабы не просто так ходили в такие далекие походы: они несли с собой мусульманскую религию - ислам. Ислам возник в первой половине VII века на юго-западной окраине передней Азии, создателем ее считается богатый мекканский купец из могущественного рода Куреиш, о нем написан труд «Сират-аль-расуль Аллах» (Житие посланника божьего) филологом ибн Исхаком по заказу халифа ибн Мансура, из которого мы узнаем, что Мухаммед был мальчиком болезненным, впечатлительным, любил беседовать с иудеями, христианами, став юношей, создал свою религию - ислам на основе иудейской и христианской религий с включением элементов зороастризма и буддизма. В Мекке его сначала пророком не признали, он тогда с другом Абу - Бекром бежал в Медину, там он нашел сторонников, создал Армию и уже силой оружия обратил мекканцев в мусульман. Это был 622 год он назван годом Хиджра и считается началом мусульманского летоисчисления. Заслугой Мухаммеда является то, что он под эгидой ислама объединил разрозненные арабские племена, создал мощное государство и был первым государственным деятелем, установившим письменные дипломатические отношения с соседними государствами. Он писал об исламе, предлагал его принять добровольно, если кто не хотел, шел на них войной и силой оружия обращал их в мусульман. Ислам в переводе с арабского означает «покорность». Человек должен быть покорен богу, судьбе, жена - мужу, сын -отцу и т.д. Священная книга мусульман Аль Коран (чтение) состоит из 114 сур (глав, что совпадает с другими священными писаниями). Глава «Юсуф» полностью повторяет легенду «О прекрасном Иосифе» 5 столпов в исламе:
1. Первая заповедь на арабском звучит так: «Ла иллахи иллала хи Мухамед расуль аллахи» - «Бог один, а Мухаммед пророк его».
2. Вторая заповедь говорит о том, что правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершить намаз.
3. Третья заповедь говорит о том, что богатый правоверный мусульманин обязан 1/40 часть своего дохода (заккат) отдать в пользу бедных.
4. Четвёртая заповедь говорит о том, что правоверный мусульманин в месяце Рамазан должен держать пост Уразу.
5. Пятая заповедь говорит о том, что правоверный мусульманин, свято чтивший заповеди имеет право совершить хадж в Мекку. Идя в Мекку, паломник должен испытывать духовные и физические муки. Перед Меккой карантинный пункт святые родники Хиджра. Там паломник омывает телесные раны - очищается физически, усердно молясь аллаху - очищается духовно. Очищенные таким образом они входят в благословенную Мекку. Там их вводят в храм Кааба, обходят Каабу (чёрный камень метеоритного происхождения). Ему арабы поклонялись, будучи язычниками и продолжают поклоняться, став уже мусульманами. Кааба в это время бывает накрыта дорогим материалом парчой или бархатом, который делится на куски между паломниками. Приехав на родину, мулла (хаджа) делит этот кусок на более мелкие, зашивая туда молитвы, делает амулеты и отдаёт страждущим.
Кроме этого есть дополнение - 15 главных принципов, которые мусульманин обязан соблюдать:
- Желать другим того, чего желаешь себе.
- Быть таким, каким выглядишь, и выглядеть гак, какой ты есть.
- К младшим - с любовью, к старшим - с уважением.
- Прощать, быть великодушным, не искать недостатков у других.
- Уметь сдерживать гнев.
- Уметь держать данное слово, выполнять договорённости.
- Оставаться на праведном пути.
- Быть доверительным.
- Сторониться гордыни и быть скромным.
- Сторониться скупости, алчности и быть щедрым.
- Быть терпеливым во всех отношениях.
- Всегда быть справедливым.
- Быть внимательным в сохранении материальной и духовной чистоты.
- Быть внимательным в сохранении данного Аллахом здоровья.
- Проводить свободное время в благих делах.
Рамазанова А.А.