- Подробности
- Родительская категория: Въездной туризм
- Опубликовано 24.10.2013 08:14
- Просмотров: 19724
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
С незапамятных времен жизнь и труд каждого народа сопровождались устным народным поэтическим творчеством. В многообразных художественных формах оно выражало народную мудрость, мысли и чаяния многих поколений. В прошлом народное творчество представляло собой важнейшую форму идеологии- широких масс. В наши дни оно дает весьма ценный материал для изучения исторического развития народа, социальных отношений и различных сторон быта. Всегда нас будут пленять художественные ценности и поэтический мир образов в сочинениях народных талантов.
С конца XVIII столетия, после присоединения Казахстана к России на страницах «путешествий и записок» о киргиз-кайсацкой орде появляются описания быта, обычаев и исторического прошлого казахов, а также пересказы преданий, сказок, песен и легенд. Одним из первых собирателей и исследователей творчества казахского народа был Чокан Валиханов (1835-1865 гг.), а также русские историки-этнографы, лингвисты В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. А. Диваев.
Легенды и предания, пусть в отвлеченной форме, в образах, зачастую далеких от реальной действительности, все же донесли отголоски внутренней социально-экономической и внешнеполитической жизни казахского народа. Многие легенды и предания в корне историчны, т.к. долгое время понятия «предания» и «история» были неразрывны, история была для народа преданием. Одновременно с этими преданиями существовали «исторические» легенды, и предания о резных исторических лицах, ничего общего с ними не имевшие, как, например, легенда о Чингисхане из настоящего сборника. Социальная направленность подобных легенд очевидна: обоснование божественного происхождения ханской власти. Но и в этих легендах, как и во многих других, воплотились представления народа о мире, о смысле жизни и счастья, вера в торжество справедливости. В них воспеваются лучшие человеческие качества — ум и красота, сила и бесстрашие, торжествует добро и творится суд над злом.
Легенды и предания, как и другие жанры устно-поэтического творчества казахов, стали отражением эпохи, их породившей. Однако они не только характеризуют уровень общественных отношений. В них воплотились научно-теоретическое, художественно-эстетическое освоение мира и религиозные представления, которые тесно взаимосвязаны, составляют единую живую ткань легенд и преданий.
Данная работа является первой попыткой собрать, воедино легенды и предания Южного Казахстана в одном сборнике. Представлены три жанра устного народного творчества: легенды, предания, былины. По содержанию их можно разделить на три группы: исторические, локальные, космогонические.
Исторические легенды и предания связываются с народными воззрениями на историю и природу. Они, как правило, имеют историческую основу и могут служить косвенным источником для разъяснения некоторых темных мест истории нашего края.
В локальных преданиях рассказывается о происхождении географических названий. Такова красивая легенда «Кырык кыз» («Сорок девушек») об одном из удивительных памятников природы нашей области, легенда-предание о перевале Казыгурт и другие. Такие легенды очень живучи, так как имели практическое значение. В степи речка, холм, камень служили ориентирами для кочевников, а также обозначали границы перекочевки казахских родов.
Народные, представления о мире выражались в фантастических образах. Некоторые легенды, такие как: «Легенда о происхождении жизни на земле и продолжительности человеческой жизни», «Легенда о планете Венера», и др. восходят к сюжетам и образам Ветхого завета, положенного в основу христианских и исламских религиозных мифов. Но в целом влияние мировых религий, в частности, ислама, на казахские легенды и предания, было незначительным. Зачастую религиозная сюжетика ислама, сильно искаженная, довольно механически накладывалась на народную первооснову. Исключение составляют легенды о происхождении «святых» мест, связанных с культами различных мусульманских святых, представляющие интерес для истории памятников культовой архитектуры. Таковы легенды о Ходже Ахмеде Яссави, Хорхут-Ата и другие.
Религиозные предания также необходимо изучать, подвергая атеистической критике их мистико-религиозную сторону, одновременно подчеркивая их научно-познавательное и художественно-поэтическое значение, то, что помогает воссоздать объективную картину прошлого. Именно развитая художественно-поэтическая форма легенд и преданий обусловила их долгую жизнь, только в такой форме они могли передаваться из поколения в поколение.
В настоящий сборник включены легенды и предания, опубликованные в дореволюционных изданиях, ныне являющихся библиографической редкостью, а также собранные и обработанные краеведом нашей области Петровой Елизаветой Ивановной, записанные ею у старожилов нашего края в походах и экскурсиях в течение 20 лет, которые ранее никогда не публиковались и впервые предлагаются читателям. Главным образом — это легенды, и предания, связанные с происхождением географических названий. Издание рассчитано на историков, археологов, этнографов и всех, изучающих прошлое Южного Казахстана, заинтересованных в сохранении его природных и архитектурно-археологических памятников.
ПЕТРОВА Н.