НАУРЫЗ

 

Наурыз — это весенний праздник, широко отмечаемый мно­гими тюркскими народами, населяющими обширную террито­рию с севера на юг, с запада на восток. Наурыз, означающий по фарси «новый день» — это праздник пробуждения приро­ды.

Тюрки отождествляли смену календаря с «днем пробужде­ния земли». Чтобы понять духовное содержание и древность Наурыза, обратимся же к старинным, ветхим, запылившимся и не всегда читаемым страницам нашей культуры. Этот пафос выражается в молитвах тюркских шаманов: «Ты (отец тюрков) создан тогда, когда впервые грянул гром на небе, когда впер­вые разукрасилась черная земля цветами 60 сортов, когда впервые заржали и заблеяли стада животных 60 видов».

Установление праздника приписывалось одному из цент­ральных героев мифологической и эпической истории Ирана царю Джамшиду. Говорят, что настоящее имя Джамшида было Джам, но однажды, путешествуя по Ирану, он оказался в одной из провинции под названием Азербайджан. Там он повелел установить украшенный драгоценными камнями трон на воз­вышенности (горе), увенчав себя короной из драгоценных кам­ней, воссел на троне. Восходящее солнце озарило своим све­том трон и корону, и люди увидев это, возрадовались и реши­ли, что день этот отныне будет называться Новым, а поскольку слова «солнце» и «блеск» по персидски звучат как «шид», то царя Джама с этих пор стали называть Джамшидом, т.е. бли­стательным, солнцеподобным Джамом. Так возник праздник Наурыз. Такова легенда.

Свои особенности празднование Наурыза были и у каза­хов. Вот как об этом пишет в своем исследовании известный казахский писатель Д. Досжанов: «Уже 2000 лет назад наши предки степняки праздновали свой Новый год. Наурыз — это день прощения. Аксакалы всегда использовали его для при­мирения враждующих ханов и батыров. Встречать праздник нужно с легкой душой и чистым сердцем.

В ночь перед торжеством в знак пожелания изобилия все имеющиеся в доме емкости заполняли молоком, айраном, шубатом. А если всего этого нет, то просто ключевой водой. В домах наводили порядок. Убирали накопившуюся за долгую зиму грязь, чинили инвентарь, протирали предметы обихода, утварь.

В день Наурыза встают очень рано и одеваются в лучшие одежды. Кушанье, которое готовится в этот день, называется наурыздык (наурыз-коже). Традиционное поздравление - «Пусть будет год для Вас благополучен». В некоторых райо­нах девушки готовили для юношей специальное блюдо из остатков зимнего мяса (сотым), добавляя молоко только что отелившейся коровы. Такое блюдо называлось «Пробужде­ние от сна». Смысл его сводился к тому, чтобы не проспать весеннего обновления природы, и тогда природа щедро воз­наградит Вас. А в других местах готовилось блюдо из мяса быка, поскольку бык олицетворял силу и выносливость. А мясо его якобы способствовало передаче этих качеств людям.

В день праздника двери всех домов были открыты гостям, гостеприимство, радушие хозяев было безгранично.

Составной частью увеселительных мероприятий были спортивные состязания: жаяу жарыс - состязание в беге, кок-пар - козлодрание, байга - скачки, казакша курес - борьба палуанов. Интересно, что была еще одна борьба. Здесь де­вушка могла вызвать на соревнование джигита. Если побе­дил парень, то он мог претендовать на руку девушки. А если нет, то под смех и выкрики товарищей он должен был выпол­нять все желания девушки.

Традиционными были и игры «Ак суйек» («Белая кость»), «Кеши» («Сосед»), «Орамал тастау» («Прятанье платочка»), «Ал-тыбакан» («Качели»). Новогодняя игра «Тестовая старуха-мер­злячка» отражала борьбу зимы и лета, где зима символически изображалась старухой, которая движениями должна была передать состояние уходящей, умирающей зимы.

Исследователь В. Рязанцев в своем труде «История и быт казах-киргизского народа» (М., 1929) отмечал, что игры казах­ского народа рассчитаны на быстроту соображения, находчи­вость и остроумие. Игры обязательно сопровождались пес­нями, инструментальными наигрышами, загадками, импрови­зациями й экспромтами. Особой любовью и вниманием пользовались выступления акынов, жыршы, термеши, которые воспевали реальную жизнь и искренние чувства, вкладывая в них собственные представления об окружающей действитель­ности. В таких песнях, как «Наурыз-жыры», «Жарапа-зан», столь любимых народом, содержатся пожелания здоровья, счастья, высоких человеческих качеств, предсказаний и пророчеств: Если в этот большой день полон твой казан будет, Этот год изобилен будет. Если от большого человека получишь благословенье, Тогда удачлив твой путь будет.

Да, живет Наурыз - праздник весны, возрожденный вновь. По-прежнему это самый любимый праздник в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане. В наше время проведение празд­ника существенно изменилось в результате вносимых вре­менем перемен, он обогащается за счет включения новых элементов из современной жизни, и всегда остается добрым, жизнеутверждающим и интернациональным праздником.

 Дамы и господа турагентство "Season Travel Kz" организует для Вас поездку по Южно-Казахстанской области с посещением древних. Вы можете посетить такие достопримечательности как: мавзолеи «Айша биби», «Бабаджи – хатум», «Карахана», бани Кали Юнуса; исторический комплекс «Тектурмас», историко-краеведческий музей в Сайраме, Мар-тобе, мавзолеи "Ибрагим ата" (отца Х.А.Яссави) и "Карашаш-Ана» (матери Х.А.Яссави), святое место "Кемекалган", гору Казыгурт, уидеть каменные статуи животных, историко-краеведческий музей Отырара, мавзолей «Арыстан баб», раскопки древнего Отрара, комплекс Х.А. Яссави в Туркестане, городище древнего Саурана, священный колодец Укаш ата, пещера Ак мечеть и мечеть "Домалак ана", природу и наскальные рисунки Аксу Джабаглинского заповедника. 

 

 

 

Season Travel Kz