- Подробности
- Родительская категория: Внутренний туризм
- Опубликовано 02.09.2010 10:24
- Просмотров: 53584
Мавзолей Домалак-Ана
Из Шымкента выезжаем по улице Дулати в сторону дач, проезжаем аул Боролдай. За аулом справа, в 1,5 км от трассы, на возвышенности стоит комплекс мавзолея Домалак-Ана. Рядом с мавзолеем сад, жилые помещения для обслуживающего персонала, места поклонения.
Мавзолей возведен в 1998 году на месте старого четырехгранного купольного сооружения с двумя башенками. Исполнен в форме ротонды, цилиндрический объем декорирован шестью нишами. В южной нише имеется входной проем с перемычкой. Широкие пилястры опираются на невысокий цоколь и поддерживают нависающую тремя уступами полоску карниза, вычленяющую купол. В интерьере элементов декора нет. Надпись на казахском языке, выполненная на стене у входа в мазар, сообщает: «Памятник в честь Великой Матери Бибижар, дочери Аксултана». В расположенном нихсе четверостишии содержится призыв чтить память матерей. Высота памятника 12 метров, облицован белым камнем из Мангыстау.
Домалак-Ана известна всем тюрко-язычным народам. Истинное имя святой матери Нурила. Упоминание о Бибижар- Нуриле встречается в старинных персидских рукописях. Она была самой младшей женой известного полководца Байдибек-бия. От их сына Тлеуберди (Жарыкбас) произошли казахские рода: дулат, албан, суан. Они жили 1200 лет назад, кочевали в долинах Кара Тау, Алатау, Казгурт. За свою мудрость и добродетельность она получила от народа имя Домалак- Анна.
Мавзолей Байдибек-Ата
Мавзолей Байдибек-Ата построен в ауле Байдибек Байдибекского района недалеко от аула Кенесе. Мавзолей сооружен рядом с захоронениями пяти Великих матерей: марау (Сары байбите), Зерип, Кара-шаш,Жупар, Сьтанды, от которых произошли рода: ары-уйсун, шапырашты, ошакты, ысты. Байдибек-Ата был бием, отважным полководцем. По натуре - миротворец. Во имя объединения жузов одну из дочерей выдал замуж в орта жуз , вторую - в киши жуз. Он хотел единой нации, единого государства. В народе его называют "Ултьш уйыткысы» - «закваска» казахской нации.
Строили мавзолей и комплекс в 1996-98 годах. Главный архитектор г. Садырбаев. Использован ташкентский желтый кирпич, белый мрамор из Ыураты, из Тараза и Каратау - красный гранит. Участвовали в строительстве мастера из Самарканда, Ташкента, Сайрама, Шымкента. От мавзолея Байдибек-Ата можно выйти на Чаяв, Алгабас, Жарты Тобе и ехать в мечеть.
Мечеть-мавзолей Баба-Ата
Архитектура конца XIX века, находится на территории средневекового городища. Постройку связывают с именем известного в этой местности проповедника ислама. Мавзолей выложен из квадратного жженого кирпича, в лицевой кладке разрушил ось сводчатое перекрытие портала. Характеризует поздний тип продольно-осевых комплексов средневековых мечетей-мавзолеев, представляет собой двухкупольное сооружение. Доминирующее значение придается объему мечети, перекрытому сфероконическим куполом на восьмигранном барабане. Главный фасад выделен монументальным порталом стрехчетвертными башенками на углах и трехъярусными простенками пилонов. В зале мечети имеется усыпальница, поминальная комната, вспомогательные помещения. Стены помещений отштукатурены и побелены. Михрабные ниши и иодкупольный фриз оформлены эпиграфическими и растительными росписями, выполненными в технике «Кырма».
Рамазанова А.А.