- Подробности
- Родительская категория: Въездной туризм
- Опубликовано 24.10.2013 08:51
- Просмотров: 22194
О ХОДЖЕ СУЛТАН-АХМЕДЕ ЯССАВИ
Более 600-700 лет тому назад жил в Сайраме бедный человек праведной жизни по имени Ибраим-Ата. Тяжелым трудом зарабатывал старик на жизнь, и сколько не работал Ибраим-Ата, ничего у него не было, кроме небольшого огорода на берегу реки. Между тем с каждым годом семья его увеличивалась— подрастали сыновья, становились невестами дочери, и соответственно росли расходы на детей. Подрастали будущие помощники, и радовался старик, глядя на своих детей, но лишь печалил его старший сын Ахмет, который был молчаливым и задумчивым, часто уходил куда-то один. Не тянуло Ахмета к тяжелому труду отца, хотя и не сторонился он работы. Приветливый и ласковый со всеми, Ахмет особенно любил бедных и всегда старался помочь неимущему, делясь с ним последним куском хлеба. Старый Ибраим-Ата, глядя на сына, недоумевал, но смирился и молчал, твердо веря: «На то святая воля аллаха», и еще прилежнее работал, чтобы прокормить, обуть, одеть своих детей.
А годы шли, и вот уже Ахмету исполнилось пятнадцать лет. В тот год стояло жаркое лето. Ахмет отправился на базар. По дороге он зашел к своему отцу на огород и увидел, как через силу работает старик под палящими лучами солнца. Пот градом катится с изборожденного морщинами чела отца, а работы остается еще так много. Жалко стало Ахмету своего отца и он сказал «Зачем ты, отец, полешь траву руками? Скажи - «Сорные травы, выходите все вон, и останьтесь в огороде моем только овощи». Как только произнес эти слова Ахмет, махнул длинным посохом (а ходил он всегда, как старик, с длинной палкой в руках), как сорные травы вылетели и сложились в кучу! От неожиданности И изумления старик Ибраим-Ата не знал, что и сказать. Понял он, дана сыну самим аллахом такая власть и, воздев к небу руки, сказал; «Сын мой! Сам аллах отметил тебя между другими людьми, дав тебе великую силу творить чудеса. Ты больше уже не нуждаешься в моем крове, потому иди куда тебе укажет «пророк».
Ходжа Ахмел Яссавй (ок 1105-1166) лицо историческое. Он был поэтом и проповедником суфийского толка. Ему приписывается сборник стихов «Хикмата» («Премудрость»), написанных на старотюркском языке. Ое считается основателем суфийского ордена ясавитов. Исторически существовавший Ахмед Яссавй не был носителем и проповедником тех идей, которые приписывались ему его последователями и не являлся той величиной, в которую возвело его духовенство в более поздние времена.
О Ходже Ахмеде Яссавй существует множество легенд — см.об этом: Массон М.Е.Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссавй. Ташкент, 1930, с.3-4; Пет-раш Ю.Г. Тень средневековья. А-Ата, 1981, с.93-95 и посл.-Прим.сост.
В тот же день Ахмет покинул родной кишлак и направился на запад, где прячется солнце для ночного отдыха. Много дней шел он и дошел, наконец, до горы, которая называется Кара-Тау. Здесь Ахмет поставил свой посох на землю и, идя дальше, бороздил им по земле. И где поставил он посох свой, открылись ключи, а по следу от палки заструилась чистая, холодная вода. Наконец подошел Ахмет к тому месту, где стоит теперь город Туркестан, остановился, посмотрел вокруг и решил здесь поселиться. Построил Ахмет себе жилье, развел небольшой огород, где и работал, копая гряды, чтобы добыть себе пропитание, а в свободное время молился, и возвеличил его аллах. Много людей проходило мимо его жилья, и всем помогал Ахмет, чем только мог. Приводили к нему больных разными недугами, и Ахмет исцелял их. Очень скоро слава о его чудесах разошлась далеко по свету. Понемногу около святого Ахмета стали селиться другие люди, желавшие молиться аллаху и великому пророку его вместе со святым.
Прошли годы, и там, где стояло бедное жилище отшельника, вырос большой и богатый город.
Долго жил на земле Ходжа Ахмет Яссави, много чудес и добра совершил, помогая нуждавшимся, и за это подарил аллах ему белого верблюда, с помощью которого мог Ходжа Ахмет творить часть утреннего намаза у себя перед жилищем, а заканчивать его в священном городе Мекке.
Люди видели это и еще больше чтили святого.
Но вот нашелся один неверующий даже в аллаха «джу-гут», который пришел к святому и стал смеяться над ним, Ахмет, не проклял неверующего, а велел ему прийти завтра в час намаза и пообещал, что они вместе поедут в Мекку. На другой день, едва солнце поднялось над горизонтом, из степи появился белый верблюд, и Ходжа Ахмет, посадив позади себя джугута, сказал ему «Закрой глаза и не смотри вниз, чтобы ни случилось, если откроешь глаза, сейчас же упадешь с облачных высот на землю».
Поднялся верблюд в воздух и со страшной быстротой полетел вперед, но не выдержал джугут и от любопытства сгорая, тихо открыл глаза, полагая, что святой, сидящий впереди, не заметит этого. Но не успел он даже и взглянуть на землю, как упал со спины верблюда и стремглав полетел вниз, а Ходжа Ахмет унесся дальше. Долго падал джугут, в глазах его потемнело, и он ударился о что-то твердое, а открыв глаза, увидел множество незнакомых людей и блестящих воинов.
В том месте, где он упал, шел совет старейшин и военачальников царя Джульбарса. Обступившие джугута приближенные царя, стали спрашивать его, — кто он и откуда, как попал сюда. Испуганный джугут со слезами рассказал все, что было, и рассердил царя, который приказал за насмешку над посланником аллаха, сжечь джугута живьем на костре, привязав его к дереву.
Костер разгорался, огненные языки беспощадного пламени начали уже лизать подножье дерева, и понял тогда джугут свою вину и начал просить заступничества у пророка.
В то время пролетал над землей Ходжа Ахмет, возвращаясь с намаза в Мекке, и увидел смеявшегося над ним некогда человека, объятого пламенем, сжалился над ним — велел дереву, к которому был привязан грешник, лететь за собой.
Удивились Джульбарс и свита его, когда увидели, что неподвижно стоявшее столетнее дерево легко поднялось вверх, точно гонимая ветром соломинка, и полетело вслед за дивным, белым как снег, верблюдом, на котором восседал человек с длинной седой бородой. Задумался Джульбарс над чудом и неудержимо потянуло его к святому. Передал он младшему брату царскую власть и, взяв в сподвижники старых верных слуг своих, отправился к Ходже Ахмету.
Кто хоть раз видел Ходжу, тот навсегда привязывался к нему сердцем своим, становится рабом кротост и святости его. Так случилось и с царем Джульбарсом. С тех пор как пришел он к Ходже, так и остался с ним навсегда.
Однажды Джульбарс нашел далеко в степи удивительный камень бледно-зеленого цвета, в котором можно было увидеть все, что скрыто в тайне. Завещал Джульбарс приближенным поставить тот камень на могилу свою и покрыть его шкурой джульбарса (тигра), которую он носил всю жизнь на себе и от которой получил свое имя, чтобы люди, приходящие прочесть молитву над его могилой, издали могли бы узнать ее...
Много лет спустя этими землями завладел эмир Тимур.
Жесток был Тимур, и все боялись его, никто не смел слова сказать против воли его. Но на этот раз какой-то неземной дух пожелал напомнить грозному владыке, что он смертный человек. И повелел Тимур возвести на месте скромного мазара Ходжи Ахмета грандиозный мавзолей. Но только возвели строители начало стен, явился в глухую ночь огромный страшный, бык и раскинул мощными рогами все воздвигнутое. Разгневался эмир и велел собрать еще больше строителей и строить опять. Вот уже видны стрельчатые арки сводов, гордо поднимаются в лазурную высь минареты, но наступила ночь, и от всего великолепия остается груда кирпичей.
Но однажды Тимур увидел сон: пришел к нему старик с длинною седою бородой и сказал: «В десяти днях пути отсюда на запад похоронен святой Арыстан-Баб. Сначала возведи мавзолей над его могилой». Узнал эмир великого Ходжу и сделал все, как он сказал. Так, согласно легенде, возник прекрасный мавзолей в городе Туркестане.
Оставлена стилистика оригинала. Джульбарс (Жолбарыс) лицо историческое (1690-1740). Хан Старшего жуза (1720-1740). Надгробие Джульбарс-хана в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави до недавнего времени было покрыто полуистлевшей тигровой шкурой. — Прим.сост.
Арстан-Баб (Арслан-Баб) личность более легендарная, нежели историческая. По преданию он был учителем Ходжи-Ахмеда. Его мавзолей находится в Кзыл-Кумском районе, неподалеку от городища Отрар.
Истиным побудительным мотивом строительства мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане (1389-1399) является политический расчет Тимура. Воздвигая грандиозный мемориальный комплекс над могилой, особо почитаемых среди кочевых тюркских племен святого, он хотел привлечь их на свою сторону и тем самым обезопасить северные границы своей огромной империи. История строительства мавзолея в Туркестане изложена в «Книге побед» («Зафар-наме») придворного историка Тимура Шерефеддина-ал-Йезди.—см. об этом: Массой М.Е., ук.соч., с.45; Нурму-хаммедов H.Б.Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. А-Ата, 1980, с.18-19 и др.— Прим.сост.