Древний Туркестан - Архитектура средневекового зодчества

 

Из города Шымкента выезжаем через улицу Хатын-Копр на Тамерлановское шоссе и трассу Шымкент-Самара. Проехав Торткуль, сворачиваем налево к райцентру Отрарского района Шаульдер, где можно посетить уникальный краеведческий музей, посмотреть панораму Отрарского сражения, увидеть археологические находки городища Отрар, Алтын-Тобе и округа Фараб. У входа в музей - скульптура Абу-Насра-аль Фараби (850-950 гг.) - ученого энциклопедиста, поэта, талант которого блистал при багдадских, халебских дворах.

Свернув от музея направо, мы вскоре подъезжаем к комплексу мавзолея Арстан-Баб. Справа - новые строения: гостиница, столовая, ряд магазинов с сувенирами. Слева от дороги - мавзолей Арстан-Баб. Он состоит из трех больших комнат и маленькой кабирханы. В центре - большая прихожая, справа - место поклонения, слева захоронены его соратники - Карга-Баб, Латин-Баб и шыракшы Шеримбет-оздер, а в глубине за отдельной дверью - кабирхана. Сагана Арстан-Баба больших размеров. В народе бытует мнение, что Арстан-Баб ББП1 ростом до трех метров, богатырского телосложения, являлся соратником пророка Сали-Алла Махаммад Галейсалам и учителем Ходжи Ахмета Яссави. Народная молва гласит, что в 1397 году по приказу Эмира Тимура стали возводить мечеть-мавзолей. Строительные работы не пошли: две ночи подряд кто-то невидимый разрушал фундамент.    На   третью    ночь    главному   архитектору приснился хазрет и сказал: «Прежде постройте мавзолей над могилой моего учителя». Строители спешно прибыли на это место и возвели мавзолей Арстан-Баб. Общие размеры - 35 х 12 метров. Высота - 12 метров.

В гостинице Арстан-Баб всегда можно остановиться, заказать барашка. Умелые повара приготовят вам вкусные национальные   блюда:   куырдак,   бухтарму,   бесбармак, плов, сурпу. В комнате для поклонения можно совершить намазы и возвести хвалу Аллаху. Наутро, позавтракав, отправляемся в Туркестан, по дороге заезжаем к мазару Гаухар-Ана.  «Щипалы  су»  означает -«лечащая  вода». Смотрителем служит человек, выписанный когда-то из шымкентской      больницы,      как      безнадежный,      и выздоровевший от вод Гаухар-Ана. В благодарность он посадил сад,  построил домики,  помогает страждущим. Набираем из колодца воду, предварительно в комнате поклонения исполнив намаз, вознеся хвалы Аллаху.

Подъезжаем к городу Туркестан. Он еще древнее, чем мы его привыкли считать. Туркестану - 1500 лет. Древнее название его - Ясы. С XVI века - Туркестан, до XVIII века был резиденцией казахских ханов.

Богатое историческое прошлое Южно-Казахстанской области отразилось в 260 памятниках зодчества разных эпох.  Среди  них  заметное  место  занимают культовые сооружения   ислама   эпохи   средневековья   -   мечети, минареты, мавзолеи. Безусловно, звезда первой величины - мавзолей Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане, один из ключевых памятников в наследии Центрально-Азиатского региона.   По   мнению   специалистов,   это   кульминация развития  многофункционального мавзолея в исламской архитектуре. Подтверждением тому стало включение его в 2003 году в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Величественный мавзолей осеняют два великих имени,  оставивших неизгладимый  след в истории,- Ходжа Ахмета Яссави и создателя грандиозной империи Эмира Тимура.

Ореол святости освещал жизнь Ахмеда Яссави.

Грандиозность и великолепие здания, в свою очередь, - наглядное воплощение авторитета его личности на мусульманском Востоке.

Был раньше, существует и теперь определенный разнобой в написании его имени и, соответственно, в названии памятника: Ясави - Яссави, Ясеви - Яссеви. Иесеви, Яссауи и т.д.

Ясы (Йаси) - одно из ранних названий города Туркестана. Считается, что «Ясави» - это нисба Ходжа Ахмета, прожившего в этом городе большую часть своей жизни.

В народе святой известен как Азрет-Султан. Поэтому, когда в 1989 г. бьт организован музей-заповедник, ядром которого стал мавзолей Яссави, его назвали «Государственный историко-культурный музей - заповедник «Азрет-Султан».

Нелишне напомнить, что это не единственное имя Яссави. В исламе считается, что Аллах имеет 1001 (последнее не произносится) , у Пророка Мухаммеда -600 имен, у Ходжи Ахмета Яссави их было 11. Больше, чем у любого другого из мусульманских святых, что считалось большой честью. Четыре из них были вырезаны на круглой печати (мухур), хранившейся в мавзолее Яссави:

1.  Султан Ходжа Яссави - Учитель.

2.  Ходжа Ахмед Кабир - Великий.

3. Шейх Ахмед Ибрагим - Наставник.

4.  Шейх Ахмед Исхак - потомок Сеийда Исхака.

По литературным произведениям самого Ясави известны следующие:

1.  КулАхмедХоджа- Раб бога.

2.  Ходжа Ахмед Яссави - Ахмед из Яс.

3. Яссави Мискин Ахмед - Скромный.

4. Ахмед ибн Ибрагим - сын Ибрагима.

5. Кул Шараф Ахмед Ходжа - Благородный раб Бога.

6. Кул Гариб Ходжа - Странствующий раб.

7.  Хазрет Султан - (главное имя) Султан всех Святых.

Эти сведения почерпнуты из интереснейшей книги Евгения Березикова «Святые лики Туркестана» , где одна из глав называется: «Одиннадцать имен святого Яссави».

Мы привели их из как одно из свитедельств высокого почитания   Ходжи   Ахмета.   Истоки    его   глубоки    и многообразны. Ведь Ахмет Яссави выступает не только в качестве религиозного деятеля и основателя направления и   ясавийского   братства   в   суфизме,   родоначальником суфийско-исламской    эпохи    целого    ряда    тюркских народов. В общеисламском пантеоне он считается едва ли не вслед за Пророком Мухаммедом. В Казахстане Яссави почитается одним из первоучителей казахского народа. Еще    при    жизни    Ходжа    Ахмет    своей    святостью, мудростью, человеколюбием, отказом от мирских благ снискал   всенародную   любовь.   Основная   идея   учения Яссави  вобрала в  себя  общечеловеческие и гуманистические черты определения того, что есть Добро в пути поиска Истины.

Но Ходжа Ахмет - не только философ и проповедник, он еще и поэт. Его стихи в сборнике «Дивани-Хикмет» («Собрание мудрых изречений») написаны в русле суфийской поэзии, где обращение к Богу, любовь к нему и даже намерение слиться с Ним путем самосовершенствования - основная тема:

"Твой истинный исток - от капли Высшей влаги. Лишь вновь сливаясь с ней, ты оживешь во благе, и на других смотреть не вправе свысока как равная струна в безмерном общем ладе».

Родился Яссави около 1103 г. в сайраме. Его отец, Ибрагим ибн-Махмуд ибн-Ифгихар, происходил из рода Фатимы, дочери Пророка Мухаммеда. Мать Карашаш-Ана (настоящее имя Айша-Биби) была дочерью сайрамского ученого шейха ары . Ее знали как просвещенную, благочестивую, мудрую и красивую женщину. Сохранились могилы родителей Яссави, над которыми сооружены мавзолеи.

В детстве наставником Ходжи Ахмета был Арыстан-Баб, известный своей святостью шейх, считавшийся сподвижником самого Мухаммеда. После его смерти Яссави отправился в Бухару, где учился у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадини (1049-1140), который 10000 раз прочел Коран, хранил в памяти 700 сочинений, посвященных Божественному Слову, 37 раз совершил хадж. После завершения учебы Яссави получил у Хамадани «иршад» - разрешение на право самому поучать суфийскому «пути к познанию истины» (тарикат). Некоторое время он даже руководил бухарской общиной суфиев, но затем перебрался в Ясы. Здесь и умер в 1166 году. Над его могилой был сооружен однокамерный небольшой мавзолей, который сразу же сделался местом паломничества. Остатки его с могилой святого были включены в грандиозное архитектурное сооружение, возведенное через 200 лет после кончины Яссави по приказу Эмира Тимура. После захоронения в нем Ходжи Ахмета возник культовый комплекс. При нем жили подвижники - последователи учения Яссави и суфизма в целом. Поэтому в публикациях последних лет памятник стал именоваться иногда ханакой (странно-приимный дом для дервишей) Ходжи Ахмета Яссави. Но пока термин окончательно не получил научного обоснования, и мы традиционно называем его мавзолеем.

Останавливаемся в гостинице при мечети «Уш Арыс». Приведя себя в порядок, идем к святая-святых - Аулие. Совершать намазы и возводить хвалы .Аллаху можно в подземной   мечети.   Здесь  для   этого  созданы  условия. Осматриваем   комплекс   снаружи,   любуемся   голубыми ребристыми куполами мавзолея, майоликовой отделкой.

Построенный по единому замыслу памятник представляет собой кульминацию развития многомерного и многофункционального мемориального здания, совмещающего функции мавзолея, мечети и ханаки. Ширина здания - 46,5 х 62,5 метров, высота - 40 метров. Это симметричный прямоугольный комплекс, состоит из 35 разнообразных помещений, соединенных между собой лестницами и коридорами. Коридоры делят здание на 8 независимых блоков   конструктивный прием, обеспечивающий его сейсмостойкость. Главный купол диаметром 18,2 метров - является крупнейшим из сохранившихся кирпичных куполов в Центральной Азии. Портал с аркой высотою 40 метров доминирует над объемом здания, подчеркивая его монументальный характер. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссави, как и всякое большое явление в мировом искусстве, имеет свои тайны, многие из которых канули в небытие. Одна из них - как же наши предки смогли воплотить такую грандиозную мысль в обычный камень и глину. Разгадать все загадки мавзолея - дело будущих поколений. Наша миссия сохранить величие идеи для себя и для потомков.

«Вакф от Эмира Тимура Турагана» . Арабское слово «вакф» означает подарок на религиозные цели, полностью не отторгается от дарителя и не становится собственностью, получившего вакф. Воля Тимура была закреплена указом, предусматривающим общий план постройки, основные размеры, декоративные детали. Осуществление этих планов было возложено на мавляну Абадулла Садра. В надписях до нас дошли имена мастеров: Хаджи Хасан из Шираза, Шене-Абд-Аль-Вахаба, Иззед-дин. В должности первого мугевали с наследственным правом был назначен потомок Хаджи Ахмета Яссави - МирКожа-шейк - человек достойный, по своим нравственным качествам имеющий право вести дела управления вакуфным имуществом. Возглашение молитв и другие обязанности Имам-хаты ба были возложены на ХазреттДервиш-Али. И это право было закреплено за его потомками. Штат, обслуживающий мавзолей, предусматривал 2-х кари, умеющих читать Коран наизусть, водоноса, уборщика и двух садовников. Для кари, людей творящих зикр, бедняков и сирот делали гороховые лепешки. Два раза в неделю, в пятницу и понедельник, варили особое кушанье - халим из двух-пяти батманов пшеницы и двух батманов мяса. Торжественные слова конца дарственной грамоты делают волю вакуфодателя нерушимой: «А того, кто нарушит права вакуфа, да постигнет кара Божья». И подпись Эмира Тимура Гурагана.

Заходим в зал КазаIШык. Голубой купол внугри отделан сталактитами. Стоит знаменитый котел 1,5 метра высотой, 2,5 метра в диаметре, отлит из 7 металлов в Атабае мастером Абдул-Азиз Тавризи. В 1935 году котел был отправлен в Эрмитаж, находился в запасниках, а в 1989 году вернулся на свое место. Справа - дверь, ведущая в кабирхану, там в нефритовом надгробии, под ребристым куполом, покоится прах Хазрета Ахмета Яссави. С одной стороны двери - текст на арабском - дуга Калимат, с другой - дуга Иклис. А бунчук Тимура как бы охраняет дверь. Читаем поминальную молитву, посвященную Хазрету.

Осматриваем комнаты Малого Аксарая. В большом Аксарае любуемся красивым михрабом, где некогда во время пятничных намазов стоял Имам-хатыб, громко, нараспев возглашая хвалы Аллаху. Осматриваем библиотеку, асхану. Идем во двор, посещаем этнографический музей под открытым небом и джумаамечеть XIX века. Наконец, спускаемся в хильвет, осматриваем яму, в которую в возрасте 61  год Хазрет спустился, принимал сверху только воду и лепешки. Здесь был написал «Диван-и Хакмет», книга «Премудростей». Изучаем названия суфийских орденов, в большом зале читаем под потолком «Аль-Асма, Аль-Хдена» - 99 красивых имен Аллаха. Подходит время молитвы, совершаем намаз. Посидев, помедитировав, выходим наверх. Осматриваем восточную баню - Хамом. Вернувшись в гостинцу, отдыхаем, отводим время для трапезы. Очередные намазы исполняем в мечети «Уш Арыс». Утром отправляемся к следующему пункту нашего путешествия.

Рамазанова А.А.

Season Travel Kz