«0 мандрагоре и царице Зарине»

 

В Москве, в университетской библиотеке, есть записи историка Ктесия: «Народ настолько любил Зарину, что её захоронили в пирамиде, а сверху поставили её статую, отлитую из золота. Также они нашли в 23-х томном сочинении Ктесия «Персика» историю сакской царицы Зарины. Муж Зарины Кидрей был хрупкого телосложения, слаб здоровьем, и все дела государства доверил своей умной и мужественной супруге. Вскоре он умер, она стала полноправной царицей Сакского государства. Она заключила политический брак с Мермером - Парфянским князем. Это послужило поводом для войны с Мидией, в состав которой входила Лидия. В одной битве Зарина была ранена и попала в плен к Спириангею (муж дочери царя Астибара). Спириангей, восхищенный  красотой  и  храбростью царицы  Зарины, даёт ей свободу. В другой битве Спириангей попадает в плен к Мермеру. Зарина просит Мермера отдать ей этого пленника, но ревнивый Мермер не делает этого. Тогда она с помощью стражников убивает Мермера и отпускает Спириангея. Приехав домой, принц Спириангей, который любит Зарину, просит царя Астибара, чтобы он отпустил её в страну саков послом. Дав верительные грамоты, Спириангей сообщает ей о своих чувствах. Зарина благоразумно увещевает его не идти на поводу у чувств. Она говорит ему, что это приведет к ненужной кровопролитной войне. На что он воскликнул: «Я сохранил жизнь твою и тем дал тебе возможность наслаждаться настоящим твоим положением, а ты убиваешь меня, забывая, чем обязана мне. Если твои поступки относительно меня хороши, то доживай жизнь в радости и счастье! Если же поступки твои не безупречны, да испытаешь ты то, что испытываю я по твоей милости». Сбросив тунику и сандалии Спириангей, крикнул евнуха и потребовал меч... Снова пробел и мы не знаем, смилостивилась Зарина или Спириангей убил себя.

Под слоем розовых песков спит Зарина, а старые книги хранят в поколениях память о нетленной красоте, о сказочной любви о могиле влюбленных, у которых растет волшебная мандрагора.

 

О книге «Зафар - наме»

 

Книги живут по 300 - 500 лет, рукописи 1000 и более лет. В 1897, в Париже на всемирной выставке внимание знатоков восточной культуры было приковано к редкостному фолианту «Зафар - наме» Шарафутдина Али Иезды, который жил при дворе Шахруха в Герате. «Книга побед» повествует о пышной истории Тимура и его соратника Низаметдина Шами. Манускрипт написан в Самарканде в 1437 году, а перепечатник ставит дату 1627 год. Книгу украшают 12 красочных миниатюр, которые своей гармоничной композицией и яркими красками напоминают миниатюру Бухарской живописной школы. Рукопись была оценена в 300 рублей золотом, но владелец Мухидинхожа за такую цену продать рукопись отказался. Она принадлежала Бабуру, а потом его потомку Худоярхану (отцу жены Мухидина). Рукопись «Зафар наме» в Самаркандском списке вернулась в Туркестан. Благородный патриотический жест Мухитдина был оценён: Барон Вревский призвал его к себе на чай: просил, чтобы Мухитдин подарил ему рукопись для русского царя, Мухитдин пообещал но, придя домой, искал способ отказаться от подарка. Вревский метал громы и молнии.

В 1920 г. в Ташкенте на Шейлантаурском базаре стояла закрытая паранджей девушка и, выставив уголок книги из - под траурного платка, продавала её. Купил случайный спекулянт. Прошло ещё 20 лет, праздновали 150 лет со дня рождения Алишера Навои, появился один из знатоков древних книг, показал профессору Семенову копию книги Мухидина. Профессор побледнел: «Зафар - наме» с Парижской выставки, но цена, запрошенная спекулянтами, не вмещалась в годовой бюджет. Взяли расписку за сохранность книги, отдав 4950 рублей. «Ну, хитрецы» - удивился продавец. «Я знаю все уловки торговли, но вы меня перехитрили». И он отдал книгу. Эту историю сообщил Абдухамид Пулати, член библиотечного совета.

 

О Сарымергене. О рыжем охотнике.

 

Ваулах близ станции Бадам живут кулан - кипчаки. Когда-то давно в тугаях Бадама охотился Сарымерген (рыжий и меткий охотник). Однажды, после удачной охоты, делал себе нехитрый ужин на костре - жаркое из зайца. Только он приступил к трапезе, на огонёк к нему пришла миловидная женщина в белом длинном шелковом платье с длинными рукавами. Он усадил её кушать. Она брала кусочки мяса рукавом, не показывая пальцев. Рыжий и меткий был наблюдательный и смышленый парень. Он подумал: «кажется, я понял, кто ты есть - ты жезтырнак (гугайское чудище с медными ногтями). Когда женщина ушла, Сарымерген стал готовить себе постель. На кочку он положил свой тумак (головной убор). Сам отошел в глубь тугая, а лук нацелил на кочку. Вскоре явился Жезтырнак и стал душить его тумак, думая, что под ним Сарымерген. Сарымерген выстрелил и убил Жезтырнака. И вот чудо: на поляне стало светло, как днем, открылись в небе ставни, из них появилась лестница и по ней спустились 12 девушек - одна краше другой: стали водить вокруг Сарымергена хоровод, восхвалять его, благодарить его. Оказывается, Жезтырнак ежегодно забирал одну из сестёр, чтобы убить и съесть, а Сарымерген освободил их от такого жестокого чудовища. Тут как по мановению волшебной палочки появились юрты, в которых разливали ароматный кумыс, в очагах уже варился бешбармак. Возникли качели - алтыбакан, в которых девушки раскачивались и пели хвалебные песни Сарымергену. Потом они сказали: « Выбери одну из нас в невесты и будем веселиться 9 /дней и 9 ночей и, если выдержишь и не уснёшь, одна из нас, выбранная тобой, останется с тобой и будет твоей женой». Жениху и невесте пели Жар-жар, обсыпали крупными золотыми монетами, было радостно, весело. Это были самые счастливые дни в жизни нашего рыжего охотника, но на девятую ночь он уснул, а когда проснулся ни юрт, ни качелей, ни девушек не было. «Приснилось мне это всё!» -подумал  он,  но  ощутил на своём жанбасе (бедренная мышца), золотую монету. И вспомнил, что это всё было, а он не смог выполнить условия до конца, на девятую ночь уснул. Немножко покорил себя, потом продолжал работать, охотиться и не вспоминал. И однажды, через 9 месяцев после его праздника, поляна снова осветилась и из неба по лестнице опустилась его возлюбленная с малышом на руках. Отдала его ему и сказала: Это твой Аманат, потом поднялась по лестнице и ушла на небеса. Остался одинокий папаша со своим аманатом на руках и думает: как же я его прокормлю. И видит в камышах хромую ослицу, кормящую своего детёныша. Говорит ей Сарымерген: Покорми и моего сиротку. Ослица стала кормить обоих малышей. Рос мальчик крепким, стал юношей стройным, красивым, женился. Народ, который пошел от него, стал сам себя называть кулан - кипчаки, в честь своей молочной бабушки.

 

О Серке (XVI век).

 

Когда-то  в долине Сырдарьи были богатые аулы, где  жили  казахи, промышлявшие земледелием, скотоводством, рыболовством. И ходил по этим аулам акын Серке, играл на сыбызгы (флейта из камыша) красивые песни собственного сочинения. Народ любил его, везде он был желанным гостем. Однажды увидел акын Серке девушку, которая была красивая, как луна, брови, как дуги, глаза чистые и глубокие, как вода в роднике. И ходила она по земле также плавно и красиво, как гусь по воде. Сердце акына было пленено сразу, и он говорит ей бесхитростно: «Полюбил я тебя, будь женой моей». На что она вскинула высоко свои красивые брови и ответила: «Кто ты есть такой? Ты - бродяга, вот если сможешь мне на уши надеть серьги, которые светились бы, как кошачий глаз...» - засмеялась серебристым смехом и пошла своей красивой походкой. Грустно стало Серке. Пошел он на берег Дарьи и стал петь свои самые печальные песни, и услышал: «О Серке, почему ты сегодня такой грустный?» - рядом с ним сидел камышовый кот. В те времена дикие звери понимали и говорили как люди. Серке рассказал ему как другу о девушке, которая была красива, как луна, имела брови, как дуги; глаза глубокие и чистые, как родники и ходила по земле так же плавно и красиво, как гусь по воде. «Ах, Серке, всё у тебя будет хорошо, пой». Серке стал петь и долго пел свои самые красивые песни. Когда через время оглянулся, кота уже не было, на том месте, где он сидел, лежали два кошачьих глаза. «Что ты сделал? Так же пропадешь!» Потом люди долго не видели Серке в этих местах, но слышали, что он далеко от их аулов сочиняет и поёт свои красивые песни, а на плече у него неизменно сидит слепой камышовый кот.

 

О несостоявшемся поединке Хажи Мукана с торе Маликом.

 

На берегу озера Кызыл - Коль, что в Сузакском районе, в одноименном ауле живут остатки отряда Кенессары Касымова торе и толенгуты. Жил в этом ауле в 50-60 г.г. XX века силач Малик - торе, который мог легко поднять годовалого бьгчка, вытащить из сора (топкая грязь) верблюда. И этот богатырь решил вызвать на поединок Кажи Мукана, жившего тогда в Тамерлановке и находившегося на заслуженном отдыхе. Кажи Мукан принял вызов, приехал в аул Кызыл - Коль. Малик - торе в честь приезда такого высокого гостя зарезал верблюда и сам его разделывал, дойдя до оркеша (горба), стал от него отрезать кусочки и кушать. Кажи Мукан в этот момент приложил к губам батистовый платочек. Состоялось обильное угощение и Малик - торе спросил: «Где и когда будем бороться?». На что Кажи Мукан ответил: «Ты, торе, гораздо сильнее меня, я это вижу, а применять приемы против тебя с моей стороны было бы не порядочно. Считай, что победа твоя!!!».

 

Рамазанова А.А.

 

Season Travel Kz