- Подробности
- Родительская категория: Въездной туризм
- Опубликовано 04.02.2010 08:20
- Просмотров: 35890
Южный Казахстан, древний город Сауран.
На границе двух областей – Южно-Казахстанской и Кызылординской, на ровном степном плато величественно возвышаются крепостные стены городища Сауран – одного из самых загадочных городов древнего Казахстана. Издревле Туркестан и Сауран были крупнейшими экономическими, торговыми и культурными центрами юга Казахстана. Они все время соперничали меж собой, периодически подчиняя один другого. В некоторые периоды Сауран называли туркестанским. В следующий период уже Туркестан входил в разряд пригородов Саурана. Ученые считают, что Сауран существовал как минимум с IX века – во всяком случае этим периодом датируются наиболее древние вскрытые культурные пласты. Возможно, здесь были и более ранние поселения, однако для того чтобы их обнаружить, необходимо проводить полномасштабные археологические раскопки. В XIII веке Сауран становится крупнейшим городом на территории нынешнего Казахстана. Открытие европейцами морских путей в Индию и Китай сделало нерентабельным долгий и не всегда безопасный сухопутный Шелковый путь. Время великих географических открытий обернулось экономическим банкротством и, как следствие, закатом для многих азиатских городов. Скорее всего, по этой причине и Сауран начал приходить в запустение – исчезли торговые караваны, ремесленники потянулись в иные центры, а затем ушли и остальные горожане. Историки точно могут сказать, когда соседний Отрар покинули последние сорок – пятьдесят семей (конец XVIII века). Что же касается Саурана, то известно, что к началу XIX века здесь, среди развалин и руин, оставался только один обитатель – старик мулла. Развалины древнего города еще раз свидетельствуют – наши предки были весьма умелыми градостроителями. Древний Сауран, так же как и Туркестан, имел уникальную для Казахстана систему водоснабжения – с помощью подземных тоннелей, так называемых керизов. В азиатских городах подобные водопроводы были весьма широко распространены. Однако в Казахстане киризы частично сохранились только у Саурана и Туркестана. Причем в Сауране длина подземного водопровода достигает 120 километров!
Неудивительно, ведь воду в город подавали с предгорьев Каратауского хребта. Титаническим был труд по обустройству киризов. Вначале от самых гор к городу через каждые 5–7 метров выкапывались вертикальные колодцы. Затем, строго выдерживая уровень наклона и горизонты, между колодцами под землей прорыли внушительный тоннель. В некоторых местах такая искусственная пещера достигала в ширину три, а в высоту четыре метра. До сих пор в этих местах ходят упорные легенды, что некогда из Туркестана были прорыты подземные ходы вплоть до Сайрама, причем такие основательные, что по ним мог проехать даже всадник на лошади. Конечно, основным предназначением керизов было снабжение города водой, которая самотеком шла по тоннелю этакой подземной рекой от самых горных источников. Но не исключено, что смотрители керизов (тоннели требовали постоянного обслуживания и ухода) вполне могли выполнять еще и специфические функции разведчиков и диверсантов. В XIV веке по неизвестным историкам причинам жители Саурана оставили прежнее поселение и возвели новый город. Расположился он буквально под боком у старого Саурана – на три километра севернее. Древние письменные источники ничего не сообщают о причинах такого “переезда”. Так что перемещение Саурана остается загадкой для историков и археологов, которую, видимо, никогда уже не удастся разгадать. Надо отметить, что в древние времена была широко известна и пользовалась особой популярностью керамика, изготовленная в городах Средне Азиатского региона, и в частности юга Казахстана. Не отстали в этом умении и мастера глиняных дел из Саурана. Примечательно, что в Сауране археологами был обнаружен, пожалуй, самый первый в мире керамический… унитаз!
Дамы и господа тур. агентство "Season Travel Kz" организует для Вас поездку по Южно-Казахстанской области с посещением древних городов таких как Туркестан, Сайрам, Сауран, Отрар и ознакомит Вас с памятниками истории и архитектуры Великого Шелкового Пути.