ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 С незапамятных времен жизнь и труд каждого народа сопровождались устным народным поэтическим творче­ством. В многообразных художественных формах оно вы­ражало народную мудрость, мысли и чаяния многих поко­лений. В прошлом народное творчество представляло со­бой важнейшую форму идеологии- широких масс. В наши дни оно дает весьма ценный материал для изучения истори­ческого развития народа, социальных отношений и различных сторон быта. Всегда нас будут пленять художественные цен­ности и поэтический мир образов в сочинениях народных та­лантов.

С конца XVIII столетия, после присоединения Казахста­на к России на страницах «путешествий и записок» о киргиз-кайсацкой орде появляются описания быта, обычаев и исторического прошлого казахов, а также пересказы преда­ний, сказок, песен и легенд. Одним из первых собирателей и исследователей творчества казахского народа был Чокан Валиханов (1835-1865 гг.), а также русские историки-этног­рафы, лингвисты В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. А. Диваев.

Легенды и предания, пусть в отвлеченной форме, в образах, зачастую далеких от реальной действительности, все же до­несли отголоски внутренней социально-экономической и внешнеполитической жизни казахского народа. Многие ле­генды и предания в корне историчны, т.к. долгое время поня­тия «предания» и «история» были неразрывны, история была для народа преданием. Одновременно с этими преданиями существовали «исторические» легенды, и предания о рез­ных исторических лицах, ничего общего с ними не имевшие, как, например, легенда о Чингисхане из настоящего сборни­ка. Социальная направленность подобных легенд очевидна: обоснование божественного происхождения ханской власти. Но и в этих легендах, как и во многих других, воплотились представления народа о мире, о смысле жизни и счастья, вера в торжество справедливости. В них воспеваются лучшие че­ловеческие качества — ум и красота, сила и бесстрашие, торжествует добро и творится суд над злом.

Легенды и предания, как и другие жанры устно-поэтичес­кого творчества казахов, стали отражением эпохи, их поро­дившей. Однако они не только характеризуют уровень обще­ственных отношений. В них воплотились научно-теоретичес­кое, художественно-эстетическое освоение мира и религиоз­ные представления, которые тесно взаимосвязаны, составля­ют единую живую ткань легенд и преданий.

Данная работа является первой попыткой собрать, воедино легенды и предания Южного Казахстана в одном сборнике. Представлены три жанра устного народного творчества: ле­генды, предания, былины. По содержанию их можно разде­лить на три группы: исторические, локальные, космогоничес­кие.

Исторические легенды и предания связываются с на­родными воззрениями на историю и природу. Они, как правило, имеют историческую основу и могут служить косвенным источником для разъяснения некоторых темных мест истории нашего края.

В локальных преданиях рассказывается о происхожде­нии географических названий. Такова красивая легенда «Кырык кыз» («Сорок девушек») об одном из удивительных памятников природы нашей области, легенда-предание о перевале Казыгурт и другие. Такие легенды очень живучи, так как имели практическое значение. В степи речка, холм, камень служили ориентирами для кочевников, а также обозначали границы   перекочевки казахских родов.

Народные, представления о мире выражались в фанта­стических образах. Некоторые легенды, такие как: «Леген­да о происхождении жизни на земле и продолжительнос­ти человеческой жизни», «Легенда о планете Венера», и др. восходят к сюжетам и образам Ветхого завета, поло­женного в основу христианских и исламских религиозных мифов. Но в целом влияние мировых религий, в частности, ислама, на казахские легенды и предания, было незначи­тельным. Зачастую религиозная сюжетика ислама, сильно искаженная, довольно механически накладывалась на на­родную первооснову. Исключение составляют легенды о происхождении «святых» мест, связанных с культами раз­личных мусульманских святых, представляющие интерес для истории памятников культовой архитектуры. Таковы ле­генды о Ходже Ахмеде Яссави, Хорхут-Ата и другие.

Религиозные предания также необходимо изучать, под­вергая атеистической критике их мистико-религиозную сторону, одновременно подчеркивая их научно-познава­тельное и художественно-поэтическое значение, то, что помогает воссоздать объективную картину прошлого. Именно развитая художественно-поэтическая форма легенд и пре­даний обусловила их долгую жизнь, только в такой форме они могли передаваться из поколения в поколение.

В настоящий сборник включены легенды и предания, опубликованные в дореволюционных изданиях, ныне являю­щихся библиографической редкостью, а также собранные и обработанные краеведом нашей области Петровой Елизаве­той Ивановной, записанные ею у старожилов нашего края в походах и экскурсиях в течение 20 лет, которые ранее никог­да не публиковались и впервые предлагаются читателям. Глав­ным образом — это легенды, и предания, связанные с проис­хождением географических названий. Издание рассчитано на историков, археологов, этногра­фов и всех, изучающих прошлое Южного Казахстана, заин­тересованных в сохранении его природных и архитектур­но-археологических памятников.

ПЕТРОВА Н.

Season Travel Kz