- Details
- Parent Category: Въездной туризм
- Published on Thursday, 24 October 2013 09:08
- Hits: 21133
легенда О КРАСНОЙ РЕКЕ
В степи, недалеко от города Шымкента, в неглубокой глинистой балке протекает небольшая речка, называется она Кзыл-Су, что в переводе с казахского означает «Красная река» (красная вода). Старики рассказывают легенду-быль, поясняющую, почему цвет ее воды кроваво-багряный и утверждают, что река живет только весною, а потом пересыхает и исчезает.
Шла гражданская война. Небольшой отряд красноармейцев — пятнадцать русских солдат и шестнадцатый проводник — казах — парень по имени Казбек уходили от погони. Вот уже более трех суток измученные жаждой, уставшие люди и кони упрямо продвигались вперед и вперед. Повернуть назад было нельзя, по стопам шли преследовавшие их басмачи, принять бой также было нельзя, силы были неравные — шестнадцать безусых бойцов, а врагов более шестисот человек. Выжженная солнцем полупустынная степь, кругом намного верст нет ни родника, ни колодца. По словам проводника — Казбека до колодцев было уже рукой подать, но понял он, что добраться всем невозможно, боя не избежать. И тогда на последнем коротком привале проводник, который был к тому же отличным пулеметчиком, принял единственно правильное решение: он остался в балке с пулеметом в засаде, дав себе клятву не пропустить врагов дальше и тем самым спасти отряд ценой собственной жизни.
Битва была яростной... Пулемет не смолкал долго, а когда кончились патроны, раненый Казбек, сжимая в руке клинок, полз вперед и вперед, словно хотел догнать свой отряд, но кровавый след оставался на обожженной траве. И там, где капли крови проникли в землю, образовалась речка, но цвет ее был багряно-кровавый.
Остатки врагов, змученные жаждой не ушли далеко, погибли. С тех самых пор это место в степи получило название «Кзыл-Су». Заканчивая свой рассказ, старики говорят: «Есть люди, которых как песню, никогда не забудешь!». Так переплелись легенда и быль в сердцах нашего народа.
О КАПЛАНБЕКЕ
Ордена «Знак Почета» плодово-виноградном совхозе - заводе, одном из самых крупных в Сарыагашском районе и во всем Южном Казахстане.
Говорят, в незапамятные времена здесь проходил караванный путь, по которому тянулись бесконечные вереницы верблюдов, груженные товарами. Путь этот назвали Великим Шелковым. Он шел из Персии в Самарканд и заканчивался в далеком Пекине.
И как-то один караван вынужден был остановиться. Сопровождавшие его купцы и погонщики встревожились. Недалеко от Сарыагача, в непроходимых камышах появился тигр-людоед. Зверь внезапно набрасывался на животных и людей. Другой же дороги для каравана не было. Неужели придется возвращаться ни с чем? Забеспокоились купцы. Но тут молодой казах по имени Бек, прислуживавший богатому чайханщику, вызвался убить хищника. Долго ли, коротко ли бился со зверем батыр, теперь уже никто не знает, Но люди слышали от своих предков молву о том, что зверь через какое-то время грозно зарычал, и от страшного рева того испуганно вскочили верблюды, а у караванщиков заледенели от ужаса сердца.
Вскоре Бек вернулся окровавленным, но живым и веселым. А рычал тигр, когда почувствовал свое бессилие перед человеком.
Говорят с той поры и стали эту местность называть «Капланбеком: «Каплан» — тигр, а горный и смелый человек — «Бек».
Каплан-бек, победивший тигра, или тигр, поверженный беком.
Сегодня в Капланбеке могут показать камыши, где прятался зверь, и старожилы уверят вас, что все произошло именно так.
Вторая легенда чем-то напоминает первую. Может быть в те же самые времена, а может и раньше жил в этом месте красивый и сильный джигит. Имени его за давностью лет никто не помнит. Был он трудолюбивым и честным. Кочевал по степям с тучными отарами байских овец, не знал ни отдыха, ни спокойного сна, ни благодарностей. Одевался он в лохмотья и жил с семьей в дырявой, прокопченной юрте.
Однако, тяжелая безрадостная работа не убила в этом человеке мечты: он, как и отец, как и дед его, которых он помнил, как другие их предки, о которых он только слышал от старших, мечтал найти место на Земле, куда прячется Солнце, где находят себе пристанище его ласковые и жаркие лучи. Он думал, верил, что найдя это место, из обездоленного он превратится сразу в богатого и счастливого.
Шли годы. Старея, бай становился все жаднее и свирепее. Даже природа не могла терпеть подобное исчадие зла. И в этих благодатных местах вдруг разразился страшный джут, враз унесший всех байских овец. Проклятый бай прогнал из своего кочевья чабана-старика, накликая на него погибель.
Побрел опечаленный старец куда глаза глядят. Долго ходил по белу свету несчастный, но однажды, голодный и полураздетый, забрел в оазис. Никогда он не видел ничего подобного: сочные гроздья винограда свисали до самой земли, а яблоки большие и румяные закрывали небо. «Может быть здесь прячется Солнце?!» — подумал чабан. И тут перед ним предстала красивая девушка, которая и луну бы затмила. Незнакомка ласково посмотрела на пришельца и скромно вымолвила, что ждет его здесь с тех пор, как родилась на свет.
Всем известно, что истинная любовь совершает чудо. И оно произошло: старый мечтатель преобразился в молодого джигита. И остались они навеки в оазисе, выращивания яблоки и виноград. А когда у них родился сын, назвали его Капланбеком. Кто знает, может это и был тот самый, победивший тигра-людоеда, батыр, а может в его честь назван мальчик. Говорят он рос на радость матери и отцу не по дням, а по часам. Вскоре, возмужав, вместе с родителями принялся искать счастья. Прошло много-много лет. Никто не помнит, как звали первого мечтателя, но имя его сына закрепилось за тем благодатным оазисом навек.