О МАШАТЕ

 

Давным-давно много лет тому назад, жил в степях нашего края бедный чабан по имени Жунус. Был он сирота, и чтобы заработать себе кусок хлеба, день и ночь трудился на богачей, скитался из одного аула в другой, а встретив такую же бедную и одинокую девушку как он сам, женился и поставил свою юрту у подножья горы «Кара-Тау». Через некоторое вре­мя в семье чабана Жунуса родилась дочь и назвали ее «Ма­шат», что в переводе с казахскогоо значает «на радость». По старым обычаям казахского народа ее засватали за старого богатого бая Омырзака.

Девушка росла красавицей, уже в 14 лет слава о ее красо­те разлетелась по всем аулам и многие джигиты, проезжая мимо юрты чабана Жунуса, пытались хоть украдкой посмот­реть на его дочь. Но сердце девушки уже давно принадлежа­ло джигиту — бедняку Хасену. Узнал об этом злой бай Омырзак и приказал джигитам привести насильно Машат в свой дом.

В это время Машат со своим любимым гуляли в степи, не подозревая о надвигающейся опасности. Увидев много джи­гитов, которые приближались к ним, влюбленные поняли, что их хотят разлучить и пытались спастись бегством. Но Машат стала уставать и вскоре не могла бежать дальше. Ненавидя старого бая Омырзака, она не могла смириться с мыслью, что должна стать его женой. «Пусть лучше смерть я приму», — воскликнула Машат и бросилась с горы вниз. И вдруг ударил гром и степь разверзласть и образовалось ущелье, а девушка превратилась в речку, быстро текущую и никогда не умолка­ющую.

Потеряв свою любимую, юноша Хасен превратился в скалу у реки, где образовалась небольшая пещера, которую с тех самых пор называют «Плачущая пещера».

 

О ЗАПОВЕДНИКЕ «АКСУ-ДЖАБАГЛЫ»

 

Организован в 1926 году. Ныне площадь его составляет 74316 га. Призван сохранять в первозданном виде природ­ный комплекс Западного Тянь-Шаня.

Узкие долины рек с крутыми скалистыми склонами прорезают, заповедник. Две из них — самые многоводные — Аксу и Джабаглы. Кто дал им имена? Об этом мы узнаем из легенд. Это проливает свет на происхождение названия Джабаглы.

Много лет назад в ущелье Западного Тянь-Шаня мирно жили скотоводы. Но однажды на их поселения напали завое­ватели. Женщины, старики и дети вынуждены были покинуть родные места, оставив на поле битвы отцов и мужей. И только спустя два года вернулись сюда прежние жители — ушли чужестранцы, а пепелища заросли сочной травой. Каково же было их удивление, когда здесь увидели они свою кобылицу с двухлетним жеребенком, чудом уцелевших от побоища! И мол­вил тогда почтенный старик: «Отныне это место будет назы­ваться Джабаглы». (Джабаглы —двухлетний жеребенок).

Так получило свое название одно из ущелий западных от­рогов — Таласского Алатау.

 

О КАЗГУРТЕ

 

Дорога из Чимкента в Ташкент проходит через перевал Казгурт. О происхождении названия этой горы существует инте­ресная легенда.

В далекие времена в этой местности были прекрасные сочные пастбища и жили здесь скотоводы. Несметные стада овец бая Омырзака пасли бедняки-пастухи. Одну из много­численных отар пас бедняк, пастух Керим, у которого все бо­гатство его — лишь красавица дочь, которую он воспитывал один без жены, безвременно покинувшей этот мир, когда та была еще ребенком. Ни на один день не расставался бедняк Карим со своей дочерью, а она помогала отцу пасти овец и целыми днями в любую погоду, вместе они охраняли чужое богатство.

Вдали от людских глаз расцвела красавица Айгуль подоб­но горному цветку, и вскоре слухи о красоте девушки облете­ли весь степной край и достигли ушей бая.

Сватались к Айгуль бедные молодые джигиты, но де­вушка всем отказывала, так как любила своего единствен­ного отца и оставить его не могла.

Понравилась она и старому самодовольному баю Омырзаку, и решил он сделать ее своей женой. Снарядил свиту и поехал на луговые пастбища, где и увидел, наконец, девушку, красота которой поразила его. Потерял бай свой покой и решил силой увезти ее без согласия. Узнав намере­ния злого бая, девушка ночью собрала весь скот и ушла в горы. Обнаружив пропажу, бай послал за ней погоню. Девуш­ка увидев, что ее вот-вот настигнут, обратилась с горячей мо­литвой к аллаху, прося спасти ее. Раздался гром, белое обла­ко подняло тело девушки, пронесло над землей и сбросило вниз. Узнав об этой трагедии, народ несколько дней и ночей оплакивал смерть прекрасной Айгуль. С тех пор ранней вес­ной гора алеет тюльпанами, и в ее честь получила название Казгурт: «кыз — девушка, гурт —отара, т. е. —девушка-пас­тух».

На обратном пути, когда едешь из Ташкента, четко видны очертания горы, напоминающие лежащую девушку с раски­нутыми волосами. Маленькие ручейки, как слезы девушки, по сей день текут с вершины горы.

Существуют и другие варианты легенды. Одна из них гла­сит, что девушка, очень любившая свой народ, решила помочь ему уберечь посевы от выветривания их ветром, поднялась на гору и своим телом защитила посевы, тем самым спасла на­род от голода. В благодарность народ называет с тех пор гору — Казгурт.

 

О ПОЛЫНИ

 

 Для сухих полынных степей характерен специфический горько-прянный запах, так хорошо знакомый каждому, побы­вшему в наших степях.

В наших степях встречаются горькая и цитварная полынь. Целебные свойства полыни известны давно: о ней упоминали еще античные авторы, приписывающие ей самое разнообразнoe действие. Римляне считали, что полынь предохраняет путника от усталости. Горький вкус полыни послужил основанием для старинного сказания о том, что она впитала в себя всю горечь человеческих страданий и разочарований. Поэтому она исцеляет больных и дает им душевное утешение. Поэтические легенды о полыни вдохновляли поэтов. Вот краткое содержание одной из легенд. В степи кочевали половцы, во главе их орд стояли два брата — хан Отрок и хан Сырчан.

Потерпев поражение от Владимира Мономаха, один из ханов ушел в глубь степей, а другой стал правителем на Кавказе. После смерти Владимира, старший брат стал звать Отрока вернуться  в родные края. Но оскорбленный хан не слушал никаких уговоров. Тогда Сырчан послал гонца и наказал ему захватить пучок емтан-травы. (полыни), сохраняющий аромат родных степей. Он приказал спеть о тихих подвигах предков, а если и это не поможет, дать хану пучок полыни – он вдохнет ее аромат и вернуться в родные степи.

         Так случилось, гордый он оставался равнодушным к уговорам и песням, но когда вдохнул запах сухой полыни, слезы навернулись на его глазах, он не мого устоять против могучего зова Родины и вернулся.

         Цитварная полынь растет на ограниченном участке: в Южном Казахстане – в пустынных степях вокруг нашего  Шымкента, на химфармзаводе, из ее соцветий и травы вырабатывают сантонин.

Season Travel Kz